« Роль и значение русской традиционной куклы на жизнь человека» презентация к уроку на тему. «Куклы в жизни человека Возрастная специфика лоскутной куклы

Введение

Мир куклы - это своеобразная мастерская, где, подобно «от кутюр» в моде, создаются самые необычные и удивительные образы, питающие идеями безграничное кукольное богатство. Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной идеи в искусстве куклы - идея подобия человеку. Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен?

В своей 30-тысячелетней истории (а именно так определяют возраст куклы многие исследователи), кукла, как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, манекенами, украшением интерьеров, философской моделью. Потенциал куклы огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этой темы.

Кукла появляется из воображения и по воле своего создателя - человека. Она обретает жизнь, вбирая в себя самобытность и особенные черты сделавшего ее народа. Она является одной из главных ценностей народной культуры. На сегодняшний день в современном обществе, к сожалению, утеряна связь поколений и многие традиции, поэтому изготовлением куклы занимаются единичные энтузиасты.

Самые вдохновенные образцы кукол создаются детьми. Можно сказать, что кукла посредник между мирами взрослых и детей. Это единственная роль куклы неизменная на протяжении истории существования человечества. Игра с куклой помогает детям познавать мир взрослых, а для взрослого человека это возможность соприкоснуться с миром детства. Современные магазины предлагают нескончаемое многообразие кукольной продукции. По статистике большую треть приобретений в магазинах игрушек взрослые совершают для себя. Взрослые используют куклы для украшения интерьера, собирают коллекции. Также они используются в некоторых направлениях психотерапии. То есть, в сегодняшнем мире кукла выполняет свои значимые для гармоничного существования человека функции. Но часто, самой любимой куклой становится та, которая создана своими руками. Не смотря, на ее кажущееся несовершенство, отсутствие симметрии или идеально выполненного лица, в ней есть что-то такое, от чего теплеет на сердце и чувствуется то, что можно назвать душой.

Роль обрядовой, традиционной куклы в жизни русского народа

Кукла - игрушка-человек - имеет особое значение в традиции народа, где сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого. Во внешнем облике женских персонажей разных народов четко выявлены грудь, широкие бедра. Часто изображение женщин с младенцем на руках, как символы плодородия, чадородия и материнства - главнейших природных и социальных миссий женщины. Еще до рождения ребенка женщины мастерили, одаривали куклами - берегинями, роженицами, глубоко веруя, что те охранят дитя. Архаическое отношение к кукле - помощнице и защитнице запечатлено в сказках.

По-японски кукла - «нинте», что так и переводится - «образ человека». Пожалуй, точнее не скажешь. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. В древнем мире кукла была изображением Бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом оберегом. И даже когда она стала игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт - ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно - выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д.

Следует отметить, что в старину «кукольная жизнь» была намного богаче сюжетами. В играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На куклиных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах - плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур - «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха), «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.

Функциональное использование куклы не исчерпывалось лишь игровыми действиями. В традиционной культуре она нередко выступает в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло. В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии. Чтобы отделить кукол обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ от игровых, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы - отголосок анимистических верований - порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью - накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. В отличии от травы или соломы, ткань довольно прочна. Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Стоит ли удивляться тому, что, бывало, молодухи после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и рукоделий, дабы не засидеться - заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще - угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием - показать себя.

В некоторых местностях куклы эти даже имели свое название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - «кукла с косой». Третья - «молодуха». Четвертая - «кукла нарядная» или «на выхвалку», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

В каждой местности были свои способы изготовления кукол. Самых простых кукол делали в Полтавской, Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой - голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла.

Очень похожа на куклу - закрутку - вепсская кукла. Она отличается от закрутки ярко выраженной социальной и половой принадлежностью - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из нее же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы. У этой куклы обязательно есть фартук с поясом и платок на голове. По языческим поверьям запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол вместо лица можно увидеть узор в виде креста, ромба или квадрата.

Еще одна из самых простых кукол - это кукла - пеленашка. Такую куклу подкладывали молодоженам. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла как будто повторяла таинство рождения. Кукла - пеленашка сопровождала и детские игры. Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») - простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.

В различных областях существовали свои обряды рождения и свои куклы. Например, в Орловской и Костромской губерниях до середины 19 века существовал обряд «кувады», в котором отвадилась активная роль мужчине, отцу ребенка. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические действия. К концу 19 века истоки обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Они вывешивались над колыбелью младенца после крещения, оберегая его от злых духов.

С таинством рождения и воспитания ребенка связана еще одна очень простая в изготовлении кукла - бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница - бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой.

Такая кукла - бессонница оставалась в доме навсегда.

В Старооскольском крае «для защиты от нечистой силы, сглаза, порчи беременная женщина всегда должна была иметь при себе предметы - обереги. Это, говорят старожилы, - красные шерстяные нитки, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, шеи или пояса».

Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники. Они были разнообразны и многочисленны и подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. К таким куклам относятся «Коляда» - названная по имени одного из древних славянских божеств, которая украшала красный угол избы в Рождественский сочельник.

14 (1) марта - день святой Евдокии в народе ассоциировался с образом Весенницы - она заведовала весной, могла задерживать весеннюю воду. В этот день делали из соломы коней, которых прикрепляли на коньке крыши.

17 (4) марта - Герасим Грачевник. В этот день возвращались первые весенние птицы - грачи. Подобранное в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом и приносило удачу в сельскохозяйственных работах. Перо пеленали в тряпицу, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки.

22 марта (9 марта) - вторая встреча весны. Пекли из теста 40 фигурок птичек - жаворонков, делали кукол Мартиничек. Ко дню святых великомучеников в деревнях изготавливали глиняные свистульки в виде птичек. Считалось, что свистком отгоняются болезни.

Отсчитав сорок дней перед Пасхой, назначают последний день Масленицы. Русская Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «честной», «широкой», «веселой», «пьяной», «обжорной», «широкой боярыней», «разорительницей». Масленица была самым веселым, разгульным, праздником на Руси.

Масленицу справляли семь дней. Каждый день имел свое название. Оканчивались гуляния сожжением куклы Масленицы, изготовленной в первый день праздничной недели. Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.

В разных районах нашей страны обряды отправлялись по-разному. Например, в центральных областях России куклу Масленицы делали девушки. Наряжали куклу в сарафан. В Сибири кукла Масленицы была мужским образом и носила рубаху и порты. Поступали по-разному с самими куклами в последний день Масленицы. Но в одном есть, несомненно общее - в широком использовании кукол в русских традиционных обрядах.

К Масленичной неделе приурочивались зимние свадьбы. Русская свадьба была интересным, ярким, зрелищным многодневным действием. Оно сопровождалось разнообразной символикой, в которой также участвовали и традиционные куклы.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу «Невесту» и куклу «Жениха», чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см из любого дерева, кроме ольхи и осины. Ольха и осина в старинных верованиях связывали с нечистой силой.

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Кукол можно свободно двигать по «руке». С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место кукленку на могучем родительском плече. Сколько детей в семье, столько и куклят на плече свадебной пары кукол. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте - в красном избы углу под иконами.

Куклой символом украшали свадебный стол, которая называлась - Свадебный гусь. Эта кукла была символом жениха и изготавливалась из соломы в форме гуся.

Традиционным украшением свадебного пира был свадебный пирог. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты обильно украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформление пирога часто использовались выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подружек невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Рогатина имела глубокое символическое значение.

В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол - мир живых людей, а крона - небеса. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился одним из главных украшений праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым древом» получали молодые. После свадьбы «Мировое древо» занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.

Через изучение традиционной народной куклы, можно узнать очень многое о жизни простого народа. Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.

Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

На долю кукол выпали самые разные предназначения. Сначала человеческие фигурки из глины устанавливали в качестве стражей усопших. Позже их стали приносить в жертву богам, чтобы оградить себя от несчастий и болезней.

Вокруг первобытного человека творилось много чего необычного, необъяснимого, пугающего и непонятного. Кто всё это посылал на землю? Конечно, какие-то высшие и могущественные силы-боги. Люди стали поклоняться богам, просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы и истуканы – изображения богов. Обычно их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы.

Когда же появились куклы? Одни учёные считают, что одновременно с появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят, что игрушки-предметы сделаны самим человеком.

Исследуя историю, мы можем понять, что в древнем мире, куклы применялись не только для игр, но и для обрядов. Это были предки народных игрушек.

До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли изначально кукла-игрушка как самостоятельное культурное явление или это вторично по сравнению с обрядовыми функциями? Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот почему. В глубочайшей древности, на ранних стадиях развития общества, между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому древние куклы являлись не совсем игрушками. У них было другое предназначение: участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве искупительной жертвы. Переходя в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне.

Развитие цивилизации увеличило период детства, что усложнило конструкции игрушки, её специализации. Кукла стала детским, особым и самостоятельным культурным явлением. Постепенно игрушка превращалась в средство воспитания и обучения ребёнка.

Итак, кукла - это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит человек, старался показать схожесть куклы с человеком. И над этим стоит задуматься. В русском языке слово «кукла» - это одушевленное имя существительное. Одушевлённое, значит, имеет душу! Мастер-кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.

Типы и назначения народной куклы

Словари, как правило, дают два основных толкования слова «кукла» - как игрушка и как фигуры в театральном представлении. Иногда упоминается также кукла как фигура, выставленная в витрине. Однако реальная история куклы выходит за рамки сухих книжных определений. Вне зависимости от того, какую роль играла кукла в конкретном регионе в ту или иную историческую эпоху, очевидно, что понятие «кукла» достаточно сложно и многогранно.

Куклы отличаются: o по внешнему виду; o по степени сложности их изготовления; o по традиции и месту происхождения; o по материалу изготовления; o по функциональным особенностям

Народные куклы по своему назначению делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Кукла-оберег. Это особенная категория кукол. Сначала кукла была «игрушкой», а потом она стала защитой от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так её и звали: оберег или берегиня. Считалось, что при изготовлении обереговых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В мифологическом сознании наших предков тело человека, как многие окружающие предметы, вбирало в себя три мира Вселенной. Это верхний, средний и нижний миры. Голова олицетворяла Небо. Не случайно русские женщины всегда покрывали голову платком. Кукольной голове тоже было что скрывать. Ее набивку валяли как мяч из очеса собственных волос и шерсти животных, из кудели, хлопьев от конопли, тряпок. Наполнителем кукол были и зола, и крупа, как жизнь отгоревшая, так и зарождающаяся. Изображение лица в кукле было запрещено, и запрет этот долго действовал. За его соблюдением строго следили старшие. Деревенские женщины считали, что лицо кукле вовсе не нужно: в доме не должно быть лишних глаз. Глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - это врата, через которые проникают в наш мир и добрые и злые силы. Шаровидная голова символизировала солнце, выражая стабильность, защищенность, вечность. Туловище куклы – это связь с нижним миром – с миром предков. Отсутствие ног объясняется не тем, что наши предки не умели их делать, а тем, чтобы кукла не убежала, ведь она тоже член семьи, ею дорожат. Кукла должна была давать покой, поэтому руки не изображались. А когда стали маcтерить руки, то они были пустотелые, без кистей. Это делалось, чтобы предки не навредили. Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – «берегиню» домашнего очага.

Игровая кукла. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Самые старинные матерчатые куклы, что дошли до нас, сделаны во второй половине ХIХ века. В кукол из ткани играли дети во всех странах мира. Матерчатая кукла была любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Этих кукол мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Пока дети были маленькими, куклы для них шили, мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет каждая девочка могла сделать себе куклу сама. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение.

Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». На кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: o круги, кресты, розетки – знаки солнца; o женские фигурки и оленей - символы плодородия; o волнообразные линии – знаки воды; o горизонтальные линии – знаки земли; o ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; o вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Но, даже когда кукла стала просто игрушкой (появилось лицо), долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. В куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки, и девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях ее хозяйки. Бывало, что девушка брала с собой корзину с куклами, выходя замуж, и играла ими в свободную от работы и других забот минутку, пока у нее самой не появлялась дочка. Тогда куклы переходили к девочке « по наследству».

Кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали. Кукла на самом деле выполняла очень важную роль. С помощью неё старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт.

Обрядовая кукла. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило, Масленица, Покосница, и другие. Смысловое содержание обрядовых действий наших предков соединяло в себе идею возрождения жизни, плодородия, благополучия. В ритуалах и обрядах прослеживается желание призвать силы природы на нужные земледельческие действия. Обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Многие обрядовые куклы популярны и в наше время. Например, знакомая всем, «Масленица». Кукла делается в человеческий рост из соломы или лыка. Её закрепляют на крестовине из дерева. Солома, как и дерево, олицетворяет буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. На руки её вешают тесёмки, завязывая которые, люди загадывают желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны сгореть вместе с куклой.

Итак, народные куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Изначально кукла служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Народная кукла может быть игрушкой, оберегом, или участвовать в обрядовых действах.

Куклы – обереги

С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали куклы. В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, как мы её понимаем сегодня. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так и для его матери. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные обряды.

Крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Когда женщина рожала ребенка, то муж или вся семья садилась и делала «кувадок». Подвешивались они в бане перед входом или так, чтобы их было не видно, а они роженицу видели и все боли впитывали в себя. Вместе со свивальниками, пеленкой с уголком от дурного глаза, и одеяльцем, будущему малышу сооружали куклу «пеленашку». Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, чтобы сбить злых духов с толку. В кроватке куколка находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожающие не защищённому крестом чаду.

Делали «пеленашку» без иголки и без ножниц - нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. В этой кукле воспроизводились мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленатый.

Магией старались обеспечить и зачатие ребёнка. Так, во время свадьбы на колени новобрачной клали «пеленашку». Считалось, что после этого к жене приходит материнская сила.

Ребёнку делали также куклу – «бессонницу», которая охраняла сон малыша. Как правило, эти куклы были небольшого размера. Берегиню сна подвешивали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны.

Укладывая ребёнка спать, мать приговаривала: «Не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!».

В подарок на именины делали куклу - «ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки.

Меня заинтересовал вопрос: а почему обереговая кукла была безлика? Оказывается, в её безликости больше души и тепла, чем в кукле - подобии человека. Смысл этого намного глубже. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

На Руси, да и у многих славянских народов существовало огромное разнообразие тряпичных кукол. Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», то есть рвалась, портилась. Это «вепсская кукла». Принадлежит она северному народу – вепсам, такую куклу еще называют «капусткой» за множество юбок. Делалась она из старых материных вещей, без использования иглы и ножниц. Это для того, чтобы жизнь ребенка не была резаная и колотая. Эта кукла была оберегом. Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Эта кукла была хранительницей домашнего очага, богатства и благополучия. Детали куклы не сшиваются между собой. Её делают из обрывков изношенной одежды, из них же надёргивают нити для путанки и связывания деталей куклы.

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Тряпичную берегиню дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя ее на замужество. В каждом доме, например, обязательно «проживали» и оберегали хозяев от различных болезней двенадцать кукол-лихоманок: Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. Заговоренные куклы ставились рядком за печкою и хранились до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7апреля (26 марта по старому стилю). Накануне Благовещения, ночью, куклы - лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями, с человеческими недугами и болезнями.

Во времена всеобщей борьбы с язычеством и невежеством, чтобы не попасть в неприятную историю, эти куклы были видоизменены и из двенадцати превратились в одну. Назвали её - кукла «веснянка».

Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться и от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись, повернись добром». Когда в доме возникали ссоры, куклой выметали «сор из избы».

В большинстве случаев кукла – это образ женщины, богини. Но и мужчина тоже «имел честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил на войну или просто в дорогу собирался. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. « Не трудное дело, да даётся не всякому», - говорят в народе. Во-первых, для того, чтобы ваша кукла вышла крепенькой и ладной, нужна определённая сноровка. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут в ход шла вся фантазия маленькой портнихи. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. В каждой местности были свои приёмы изготовления кукол. Например, в нашей местности (финогорская группа), крестьяне одевались бедно, не ярко, поэтому и куклы были не яркими. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются кружки народной игрушки, организуются выставки народного творчества, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданные отражения элементы русского народного костюма.

Попробуем и мы смастерить куклу – оберег своими руками. Для детей это занятие очень полезно и увлекательно.

Глава 2. Традиционные технологии изготовления обереговых кукол

2. 1. Мои первые куклы

Изучив литературу по данной теме, побывав на городской выставке народных промыслов и познакомившись с рукотворными работами моего руководителя, появилось огромное желание изготовить обереговых кукол своими руками. По рекомендации руководителя, работу по изготовлению кукол я построила так: o заготовила несколько белых и цветных хлопчатобумажных лоскутов ткани разных размеров; o нитки простые и мулине; o «путанка» для набивки; o инструкции по изготовлению кукол.

Изготовление кукол не простое занятие. Менее сложной в изготовлении оказалась кукла-«ангелочек», но вместе с тем она весьма оригинальна. Как и у многих кукол, у неё есть своя история. Во многих губерниях Росси такую куклу делали в подарок на именины. В нашей местности эта кукла известна больше как «рождественский ангел».

Её изготавливают из простого лоскута белой ткани размером 15х15см. без помощи иглы, только перевязывая лоскут нитью. Лоскут перегибают по диагонали пополам. В центр его закладывают комок спутанных ниток. Его обтягивают в центре лоскута нитью. Два противоположных края расправляют в стороны, два других вниз. Белой нитью сложенный лоскут перетягивают посередине, накладывая пояс, затем через грудь куклы – крест-накрест. Боковые края расправляют крыльями. Кукла готова. Кукла «ангелочек» стала моей первой рукотворной куклой.

После этой куклы появились и другие – «пеленашка», «кувадки», «вепсская», «свадебная пара», «мартинички», «бессонница». Практически все куклы-обереги изготавливаются узелковым способом. Технология изготовления «кувадок» и «вепсской куклы» подробно описана в приложении.

Самой трудной в изготовлении оказалась кукла - «свадебная пара». Эта пара кукол – особенная. В русской свадебной традиции во главе тройки, везущей молодую пару в дом жениха после венчания и церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Такая традиция частично поддерживается и в наше время. У кукол одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Куклы можно свободно двигать по «руке». Это нужно для того, чтобы между куклами всегда оставалось место для будущих детишек – кукол «мартиничек» .

Работа по изготовлению обереговых кукол увлекательна и интересна. Пока ещё мои куколки не такие ладные, как хотелось бы.

Для меня эти куколки самые любимые, ведь, сделаны они своими руками. Они хранят тепло моих рук и несут большую смысловую нагрузку. Притягательная безликость кукол будет отводить от моей семьи недуги и напасти. Ведь, если верить в обережные способности куклы, то она и станет «оберегом».

В дальнейшем я планирую продолжить изготовление кукол. Возможно, в моей коллекции появятся и игровые куклы.

2. 2. Прекрасное своими руками

На втором этапе нашей работы мы предложили ученикам 3а класса ответить на вопросы анкеты. Нам было интересно, знакомы ли ребята с историей народной куклы, есть ли у них желание изготовить куклы-обереги своими руками.

В анкетировании приняли участие 24 ученика. Мы обработали анкеты и выяснили, что у нынешних третьеклассников скудные представления о народной кукле, её истории появления в жизни человека-22 чел. У некоторых детей дома есть кукла оберег - 5чел. , но её предназначение им не известно. Большинство мальчиков кукольная тема не заинтересовала. Лишь 15 учеников класса проявили интерес к изготовлению кукол-оберегов.

На уроке технологии я рассказала ребятам о народных куклах, акцентируя их внимание на обереговых. Рассказ сопровождался показом, изготовленных мной, кукол. Ребята внимательно слушали и с неподдельным интересом разглядывали обереговых куколок. Больше всех им понравилась «вепсская» кукла, или «капустка». Именно её ребята захотели изготовить своими руками. Мальчики тоже заинтересовались работой.

Порядок работы, каждое действие по изготовлению куклы я комментировала и показывала, как правильно нужно закреплять детали, чтобы куколка получилась ладной и аккуратной. Необходимый материал (цветные и белые лоскуты ткани, нитки) были приготовлены мной заранее. Последовательно, шаг за шагом, ребята связывали детали будущей куклы, используя традиционные технологии изготовления обереговых кукол. Ребята были увлечены работой, помогали друг другу, делились впечатлениями.

«Берегини» получились яркими, интересными и неповторимыми. Каждая кукла индивидуальна, как любое произведение искусства.

Для создания выставки наших рукотворных кукол мы использовали планшеты, обтянутые тканью. Каждый хотел принять участие в организации выставки. Куколок прикрепили к полотну и подписали, чтобы родители и дети знали автора–создателя куклы. По окончанию работы ребята написали отзыв.

Мы с ребятами решили постоянно пополнять выставку новыми куклами. Родители также могут принять в ней участие.

Первоначально планировалось провести мастер-класс по изготовлению кукол только для учащихся 3а класса. Но, дети других классов, после посещения нашей выставки, также изъявили желание узнать историю народной куклы и изготовить её своими руками. Мои одноклассники охотно вызвались помогать в проведении подобных уроков для учеников первых и вторых классов.

Младшим школьникам было предложено изготовить куклу «ангелочка». Она проста в изготовлении и не требует особых навыков прикладного творчества. Ребята оказались очень отзывчивыми, задавали вопросы, были внимательными и активными. От предложения организовать выставку их рукотворных кукол отказались. Каждый захотел взять куклу домой, подарить её своим близким.

В понимании современного школьника, кукла - это игрушка для девочек.

Только знание истории народной куклы, традиций и быта русского народа, помогает расширить кругозор учащихся по данной теме, привлечь внимание к изучению жизни наших предков, привить элементарные навыки прикладного творчества по изготовлению кукол.

Заключение

Полки современных магазинов радуют взор совершенством разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, ими играют дети. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Именно народные куклы несут в себе такие черты индивидуальности.

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты. С помощью нашей работы мы повысили интерес учащихся к народной культуре, обратились к истокам создания куклы-оберега. Изучили традиционные технологии изготовления обереговых кукол, овладели основными навыками прикладного творчества.

Возможно, объектом моего следующего исследования станет игровая кукла, изготовленная по традиционным технологиям, дошедшим до нас из глубины веков.

, современная кукла

Введение

Кукла – лучшая подружка,
В начале жизни у девчушки.
Когда девчушки вырастают,
В их куклы доченьки играют.

Актуальность работы

У каждого человека детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Но в современном магазине игрушек огромное количество товара. От такого изобилия просто становится плохо. Какие же игрушки предпочитают современные дети? И как новомодные игрушки влияют на наших детей? Все ли игрушки воспитывают в детях доброту, милосердие, сострадание, те качества человека, которые в наше время так необходимы не только детям, но и взрослым.

Детские игрушки бывают самыми разнообразными, однако центральное место в жизни любой девочки всегда занимает кукла. В современном мире кукле отводится уже не та роль, как прежде. Раньше кукла была неразрывно связана с человеком, она была символом продолжения рода, оберегом для ребёнка. В настоящее время, играя в куклы, каждая девочка мечтает и в игре реализует свою будущую жизнь. Среди моих сверстниц есть девочки, которые очень любят играть в куклы, и я не исключение.

Предметом изучения моего проекта стали современные куклы серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц». Раньше я очень любила играть c такими куклами. Эти куклы всего за несколько лет завоевли весь мир. Удивительно, но продажа этих игрушек произвела небывалый фурор на рынке игрушеной индустрии. Куклы смогли привлечь внимание и завоевать сердца не только самых маленьких пкупателей, но и взрослых. Я и мои подруги, конечно, не исключение.

Однажды мама мне запретила покупать эти куклы, смотреть мультфильмы с этими персонажами. Почему?

Устав от ежедневных споров, я спросила мнение классного руководителя. Мне предложили провести свое исследование, почему многие родители не разрешают играть куклами серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» и какое влияние имеют эти куклы на девочек.

Я выдвинула две гипотезы :

  • Куклы серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» имеют отрицательное влияние на детей.
  • Современные куклы очень востребованы, а значит полезны.

Цель исследования : изучить историю создания кукол и их влияние на детей.

Я поставила перед собой задачи :

  • познакомиться с историей возникновения кукол;
  • собрать информацию о современных куклах;
  • выяснить, какие куклы пользуются популярностью у моих сверстниц;
  • собрать информацию о влиянии современных кукол на развитие девочек;
  • сравнить современных кукол серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц» с обычными куклами;
  • по итогам исследовательской работы, создать презентацию и убедить ребят в важности выбора кукол.

Объект исследования: куклы серии «Монстер Хай», «Барби», «Братц» и обычные куклы.

Методы:

  • работа с литературой;
  • работа в сети Интернет;
  • анкетирование и опрос;
  • наблюдение, сравнение и анализ кукол;
  • работа с компьютером.

Сегодня в магазинах современному покупателю предлагаются разнообразные виды кукол. Они изготовлены из разнообразных материалов (преимущественно синтетических), поставляются из различных стран мира. Одни пользуются большей популярностью, другие – меньшей по разным причинам. Кого-то из покупателей интересует цена, других – качество товара. Одна из наших задач – проанализировать, насколько современные куклы безопасны для детей, каким отдаёт предпочтение покупатель и почему.

Основная часть

История куклы

Когда появилась первая кукла игрушка?

Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда использовали в ритуалах. Возможно, все дело в привычке полагаться на мир духов. Маленькие богатые египтяне играли куклами, у которых были тщательно вылепленные лица, подвижные руки и ноги и настоящие волосы. Их изготавливали самые искусные мастера-кукольники. Много детских кукол ученые нашли в Италии, раскапывая город Помпеи. При раскопках легендарной Трои нашли вместе с куклами и погремушки. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус.

В России кукла известна с глубокой древности. Тогда дети играли тряпичными безликими куклами, изготовленными из корней деревьев, камней, соломы, зерна, травы, воска, глины и даже из золы и воды. Куклу наряжали и украшали разными лоскуточками, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной и злые духи не могли в нее вселиться.

По своему назначению куклы делятся на три группы:

  • Куклы обереги
  • Игровые куклы
  • Обрядовые куклы

Куклы обереги:

В далекие времена считалось, что куклы обереги отгоняют злую силу, сохраняют благополучие в доме, приносят удачу и достаток.

Кукол - ангелочков дарили на именины.

Куклы - огородные пугала оберегают посевы и урожай от птиц и скота.

Кукла - скрутка. С этой куклой не играли, она хранилась в сундуке и передавалась невесте в день свадьбы.

Кукла кубышка - травница. Она наполняется душистой лекарственной травой и отгоняет духов, лечит болезни.

Куклу "День и ночь" дарили на Новый год - это кукла - оберег, которая охраняет жилище и его жильцов, она состоит из двух кукол. Одна - означает день (светлая), вторая (темная, синяя) символизирует ночь.

Игровые куклы:

Игровые куклы предназначались для забавы детей.

  • кукла "Полено"
  • кукла "Закрутка"
  • кукла "Барыня"

Обрядовые куклы:

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя использовать ножи, ножницы, иголки. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

  • кукла "Плодородие"
  • кукла "Покосница"
  • кукла "Купавка".

Довольно долго русские куклы оставались самодельными. А первые куклы, изготовленные мастерами, появились в подмосковном Сергиеве Посаде ещё в 19 веке. Делают, там игрушки и по сей день. А ещё в Сергиевом Посаде находится единственный в нашей стране Институт игрушки, где придумывают её новые виды. Есть и уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать историю кукол. Сейчас Сергиевские мастера изготавливают кукол из разных материалов. А прежде они славились поделками из дерева – липы, ольхи, осины и березы. Сначала резчики долго подготавливали древесину: порой чурки для кукол вылеживались года по два. Только потом из них вырезали фигурки и расписывали яркими красками.

В конце 19 века появились первые фабрики по производству пластмассовых кукол. Дети стали играть куклами из пластмассы и мягкой резины. Все они были одного роста с разными волосами: прямыми, кудрявыми и в красивой одежде.

Как назывались первые фабричные куклы.

Деревянная кукла. В 13 – начале 14 в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров узкой кукольной специализации. В различных регионах Европы начинают закладываться основы кукольного цехового отдела. Основным местом продаж кукол оставались ярмарки. Кукол вырезали токари-корзинщики, а изготовители игральных костей делали их из простой и слоновой кости, а также латуни.

Восковая кукла. В конце 16 -17 столетий в Европе появляются восковые куклы. Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного, содержавшего различные добавки для усиления прочности. В эпоху промышленных революций куклы из воска пользовались широкой популярностью во многих странах.

Фарфоровая кукла. В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству.

Русская матрёшка. Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Он вырезал их из дерева, а внутри они содержали в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок. Изображали они Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – богов рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник С.В.Малютин. Он тут же набросал на бумаге русский вариант забавной фигурки. Токарь московской мастерской «Детское воспитание» В.П.Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. «Настоящая Матрёна!» – воскликнул кто-то, увидев куклу. И назвали её Матрёшка. Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки. Сейчас она – традиционный сувенир России и символ ее культуры.

Современные куклы

В настоящее время современные дети играют с куклами «Монстер Хай», «Барби», «Братц». Многие девочки предпочитают играть с куклой «Барби». Она выглядит, как настоящая красотка, сошедшая с журнала мод.

  • «Бэби-Бон» это – кукла-пупс, которая очень похожа на маленького настоящего ребенка. Беби-Бон умеет говорить, плакать и смеяться.
  • «Братц» в переводе с английского языка означает: озорной ребенок. Эти куклы появились 2001 году и сейчас очень популярны у нас в России. Про них созданы фильмы и мультфильмы. Девочки хотят быть похожими на этих кукол.
  • «Школа Монстров» (англ. Monster High) - американская серия фэшн-кукол, созданная Гарретом Сэндером (англ. Garrett Sander) и проиллюстрированная Келли Райли (англ. Kellee Riley). Официальный релиз состоялся в июле 2010 года. Персонажи этой серии вдохновлены фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах, что выделяет Monster High из ряда прочих фэшн-кукол. В названии торговой марки присутствует слово «Monster», а в качестве логотипа изображен «череп с красным бантиком». Считается, что линия Школы монстров составляет конкуренцию Барби. Большая часть персонажей серии связана с образами знаменитых чудовищ, таких как Дракула, Чудовище Франкенштейна, Оборотень, Клеопатра, Призрак Оперы, Банши.Список персонажей: Дракулаура (англ. Draculaura) - дочь Дракулы; Клодин Вульф (англ. Clawdeen Wolf) - дочь Волка-оборотня; Лагуна Блю (англ. Lagoona Blue) - дочь Морского монстра; Клео Нил (англ. Cleo de Nile) - дочь Мумии; Гулия Йелпс (англ. Ghoulia Yelps) - дочь Зомби; Дьюс Горгон (англ. Deuce Gorgon) - сын Медузы Горгоны… Только одни эти названия говорят о многом.

Некоторые осуждают современных кукол, а некоторые обожают, говоря, что они плохо влияют на детей и подростков. Попробуем разобраться, почему это происходит.

Исследовательская часть

Мнение психологов

Я решила спросить у нашего школьного психолога, как могут повлиять игры с куклами серий «Монстер Хай» на развитие девочек. Она сообщила, что игрушки такой направленности не несут никакой положительной информации, вредны для психики. В основном они вызывают страх, а страх запускает агрессию – чем больше ребенок соприкасается со страхом, тем более агрессивным, тревожным, нервным он становится. Как результат – плохо получается выстраивать отношения со сверстниками и родителями. Любая игрушка несет информацию, помогает познавать окружающий мир, дает простор для фантазии. Несложно догадаться, какие фантазии рождают страшные игрушки. А если игрушки стимулируют фантазию и действия ребенка, направленные на причинение физического вреда (в нашем случае: кровать пыток или шкафчики в форме гробов с замками в виде черепов), то они порождают в ребенке жестокость, желание насилия, более того, вырабатывают привычку к нему. Родителям следует помнить: игрушка предназначена не только для развлечения. Играя, ребенок обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать вредные для психики маленького человека игрушки.

А каково же мнение родителей и детей?

Эти материалы мне удалось узнать, изучив социальные сети. Здесь также активно обсуждают вред и пользу. Некоторые относятся негативно, некоторые позитивно. В магазинах игрушек разбегаются глаза и у детей, и у родителей. Покупая очередную дорогостоящую красавицу, родители редко задумываются, что кукла может принести не только пользу, но и вред.

Однозначно одно, что 90% девочек обожают «Монстер Хай», «Барби», «Братц». В социальных сетях создаются различные группы, в которых проводятся конкурсы. На Ютубе девочки набирают по 1000 просмотров за 3 дня, снимают видео о куклах и ведут беседы. Но в одном дискутирующие единодушны: детские игрушки – вещь и в самом деле серьезная. И до появления на прилавках этих кукол в обществе мало обсуждали, как влияют пупсы, мишки, драконы на подрастающее поколение. Если за санитарно – гигиеническими показателями игрушек ещё следят, то их внешний вид не контролирует никто, хотя такие игрушки способны пагубно влиять на характер ребёнка и его психику. Министерство образования России ещё в 2002 году направляло в правительство предложения по созданию органа, который бы занимался социальной, психологической и педагогической экспертизой игрушек. Ни в России, ни за рубежом нет методов проведения подобных экспертиз, нет и официальных критериев для их проведения.

Анкетирование

В рамках своего исследования я провела среди девочек 4 «А», 4 «Б» классов анкетирование. Это было сделано для того, чтобы выяснить, какими куклами предпочитают играть современные дети. Было опрошено 26 девочек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

Получили следующие результаты:

На первый вопрос все опрошенные девочки ответили положительно, значит, все девочки 4 классов нашей школы играют в куклы.

По второму вопросу мы получили следующие результаты:

Мои предположения оправдались. Большинство девочек выбирают куклу «Монстер Хай». Это их кумир. А ведь они хотят быть похожими и вести себя, как их кумир.

На один из классных часов, девочкам нашего класса было предложено принести свою любимую куклу. Среди многообразия современных кукол оказалась только одна «кукла Катя».

Сравнение и анализ кукол

На этом этапе я решила выявить достоинства и недостатки современных кукол и выбрать оптимальную куклу для правильного развития девочки. Кукол я рассматривала по следующим критериям:

Внешний вид

Значение куклы для девочки

Монстер Хай

Персонажи – монстры, с присущими им характеристиками: клыки вампира, глаза зомби, неестественный цвет кожи, волос, с рогами, имеются шрамы по всему телу. Кроме того, одежда, в которую одеваются девушки из школы монстров, является излишне откровенной для несовершеннолетних детей и подростков.

Девиз этой серии «Будь собой, будь уникальной, будь монстром!». Производители этих кукол уверяют, что они добрые. Разве можно считать куклу доброй, когда производители предлагают укладывать их спать в гроб?!

Красавица-кукла. Взрослая женщина сошла с обложки модного журнала. У куклы множество нарядов, домов, машин и домашних любимцев. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Она может менять профессию, сопровождается соответствующими аксессуарами.

Формирует у девочки:
- культ красоты и материальных ценностей;
- стремление к потребительству;
- низкую самооценку (обычная девочка никак не подходит под эталон Барби, отчего начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.)
- отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли – Барби не запеленаешь и спать не уложишь.

Увеличенная голова, миндалевидные нарисованные глаза, пухлые губы, очень маленький нос и яркий макияж. Тело худощавое с коротким туловищем и длинными ногами с увеличенными ступнями. У стандартных кукол ноги сгибаются на "щелчки", руки разводятся в стороны, обувь "отщелкивается" вместе с нижней частью ноги.

Девочки от них в восторге и пытаются подражать своим любимицам.
От игры с такими куклами у ребенка начнется не правильное восприятие красоты окружающего мира.

Обычные куклы

Куклы похожи на маленьких девочек с соответствующими возрастным особенностями: пухлыми ножками, ручками и здоровым румянцем на лице.

С куклой можно погулять, причесать, переодеть. Пеленая и баюкая куклу, девочка примеряет на себя роль мамы, тренируется ей быть. Именно с такой куклой девочки играют в увлекательную игру «Дочки-матери». Эта простая игра формирует опыт взаимоотношений и является основой умения семейного общения в старшем возрасте, развивает у девочки внимание, ответственность, доброту.

По результатам сравнения кукол, я могу сделать вывод, что только обычные куклы могут помочь девочке расти гармоничной и всесторонней личностью. Подбирать кукол, чтобы они выполняли функции, которые им предназначены нужно правильно. Игры с куклой являются отражением жизни девочки.

Итак: в ходе моего исследования полностью подтвердилась первая гипотеза - Куклы серий «Монстер Хай», «Барби», «Братц» имеют отрицательное влияние на детей.

Заключение

Работа по теме «Современные куклы: польза или вред?» была увлекательна и интересна. Я использовала различные методы. Проанализировав теоретический материал, я пришла к выводу, что не все куклы так безобидны, как нам кажется, который впоследствии подтвердила практически.

Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле. Кукла для девочки – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого она осваивает огромный сложный мир, открывает для себя социальные отношения, учится управлять своим поведением, усваивает нравственные нормы общества. И это не просто красивая игрушка, она имеет важное значение для психологического здоровья ребенка. Во время игры с ними, на основе этих образов, у ребенка формируется видение того, какой должна быть девочка.

Моя работа может послужить хорошим уроком для девочек и подростков.

Предложения:

  • обратить самое пристальное внимание родителей на выбор кукол;
  • познакомить родителей учащихся с информацией о куклах;
  • провести беседу – презентацию для девочек начальной школы.

Список литературы

  1. Куклы мира. Издательство Аванта+, 2007.
  2. Абраменкова В., «Осторожно: «антиигрушка». Журнал «Дошкольное воспитание»; 2005.
  3. Научно-популярное издание для детей «Куклы» Н.Г.Юрина. 2002.
  4. www. Slovo – online.ru
  5. А.Ликум.Энциклопедия для детей «Все обо всем». Москва 1993.
  6. Журнал «Школа Монстров», 2013.

Приложение № 1.

Анкета.

1. Любишь ли ты играть в куклы?

2. Какие куклы вам нравятся больше всего?

Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и проч. подобие человека, иногда животного (В.И. Даль)

Археологи, искусствоведы: кукла – любые фигурки человека, в частности, идолов, истуканов. От слова кулак.

Появилась в эпоху мезолита, раннего неолита. Кукла помогала

В ритуалах, обрядах, поминальных культах предков, заменяла людей в обрядах жертвоприношения

Оберегала от болезней, несчастий, плохой охоты, голода, бесплодия

Спутница шамана в обрядах, брала на себя болезни

Символ перехода из одного состояния в другое, символ перехода во времени, в пространстве

Символ того таинственного, что сокрыто в людях

Куклы живут в мире людей, они рассеяны среди нас: манекены демонстрируют нам одежду, куклы украшают витрины кондитерских и кафе, являются подарками и авторскими изделиями, помещаются на капот лимузинов на свадьбах, имеются практически в каждом доме, особенно много их там, где есть дети, кукол размещают среди цветов на могилах дорогих людей и гробницах фараонов, скульптурные группы украшают дома, на улицах и площадях, мостах и в парках мы видим памятники и фигуры людей из металла и мрамора. Эти фигуры везде безмолвно говорят нам о многом, присутствуют и поражают своей необходимостью и уместностью. Куклы – продукт человека, его дитя, дело рук. Они не мешают миру людей, они являются неотъемлемой частью этого мира.

ГБОУ СОШ п.Комсомольский

Исследовательская работа

« Роль куклы в жизни взрослых »

Выполнила:

Смолякова Анастасия

ученица 6Б класса

Руководитель:

Никифорова

Елена Анатольевна

2015 г.

Введение …………………………………………………………………………………… 3

    Теоретическая часть………………………………………………………………… 4

    Практическая часть…………………………………………………………………. 7

Заключение………………………………………………………………………………… 8

Введение.

Мы знаем, что с куклами играют дети. А когда я увидела кукольный спектакль по телевизору, поняла, что в куклы играют и взрослые! Только это их работа. Мне стало интересно: кто же ещё из взрослых «играет» в куклы? Так появилась идея этого исследования.

Тема: «Роль куклы в жизни взрослых».

Цель: выявить роль куклы в жизни взрослых.

Задачи:

Познакомиться с историей возникновения кукол на Руси;

Выяснить в какие игры «играют» с куклами взрослые.

Провести анкетирование взрослых.

Обобщить полученные данные, сделать вывод.

Объект исследования: куклы

Методы исследования :

Анализ литературы, информации сети Интернет по данной теме;

Социологический опрос, анкетирование;

Анализ результатов, обобщение полученных данных.

Теоретическая часть.

Игрушки на земле появились очень давно . В словаре русского языка, составленном В.Далем: «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи». В городе Загарске находится Государственный музей игрушки. Музей расположен в красивом здании. Основан музей в 1918 году одаренным человеком, знатоком детской игрушки Николаем Дмитриевичем Бартрамом. Он хотел, чтобы дети в этом музее не только могли рассматривать игрушки, но и играть в настольные игры складывать азбуку, читать книги, смотреть кукольные представления.
Кукла – это то, что находится рядом с нами на протяжении всего детства. Она не только избавляет ребенка от скуки, но помогает развить вкус, познакомиться с культурой и историей разных стран . Слово «кукла» способна вызвать в памяти любимый с детства образ. А сама игрушка обладает еще уникальной способностью: она умеет удивлять. Причем не только малышей, но и взрослых. Одна из первых, так называя, колышковая, кукла 17 века. Она изготовлена из цельного куска дерева, поэтому нет у нее «суставов»
И она не может двигаться. Такие куколки являлись церковным атрибутом для создания сценок на библейские темы.
Делали восковые куклы в ^ 19 веке в Англии мастера Г.Пьеротти и А.Монтанари.
Воск был первым материалом, из которого начали производить кукол на производительной основе. Из хрупкости воск использовался только для создания головки и шеи игрушки (изредка конечностей). Тело же у таких кукол был тряпичным.
Парики делались отдельно, иногда даже другими мастерами. В еще не остывший воск одну за другую вставлялись крохотные пряди волос, и через некоторое время «барышни» обретали модную и пышную прическу.
Во Франции в 19 веке на фабрике династии мастеров Бру делали кукол под названием
«Модная дама». Они выставлялись в магазинах, «сообщая» француженкам о новинках моды.
В начале 20 века в Германии на фабрике «Кеммер и Райнхарт» удивили куклами , где колыбель с двумя улыбающимися краснощекими младенцами. Называются эти малыши «кайзер бебе», в переводе - «имперский ребенок».
Редкая кукла «бабушка, которая вяжет». Если ее завести, звучит музыка, спицы в руках у доброй старушки начнут двигаться, а котенок, сидящий у нее ног, будет играть с клубком ниток.
Бывают куклы- автоматы. Например, две барышни- француженки с чудесными воздушными шляпками: одна читает книгу, затем, отводя лорнет в сторону, строго оглядывается. А вторая выдувает из трубочки настоящие мыльные пузыри.

Яркостью экзотических костюмов привлекают внимание японские куклы . Целллулоидная кукла «Кьюпи»- забавный пупс большими глазами, доброй улыбкой и хохолком.

Среди самых ранних кукол, дошедших до нас, были куклы древних египтян. Египтяне их делали из дерева и украшали бусами.

Считается, что первоначально куклы использовались как элементы обряда: они заменили человека во время жертвоприношений, служили оберегами и идолами. Куколкой- оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой- нибудь напасти. Ее брали в руки и три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: отвернись злом, повернись добром. Куклы «прописывались» в русской избе на всю жизнь. В каждом доме возле печки висели, обязательно «проживали» двенадцать кукол-лихорадок. они оберегали хозяев от различных болезней.

Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Самые первые куклы на Руси делались из золы. Ее брали из очагов и смешивали с водой. Потом скатывали шарик, а к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке. Эта кукла не носила игровой характер, а была оберегом. Именно оберегами было большинство кукол на Руси.
Главная черта русских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых, обрядовых и игровых.

Кукол в каждой группе много, мы рассмотрим только некоторых, самых интересных "представителей".

Зерновушка или – Крупеничка – Внутри мешочек, набитый крупой, она оберегала достаток. Ее делали после сбора урожая, мешочки набивали крупой или зерном. Зимой давали играть детям. Зерно наполнялось детской энергией, добром, а весной его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче.

Игровые куклы делались мамой, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Настолько мудрыми были наши предки! Вот, например зайчик на пальчик - первая игрушка малыша. Казалось бы, все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает.

Самая известная обрядовая кукла – Масленица.
Домашняя масленица находилась в доме. Если кто –то обижал женщину, она завязывала узелок на подол кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.

Итак, в русской кукле с древних времен сочеталось священная и игровая направленность. Им приписывались различные волшебные свойства. Куклы-талисманы бережно хранились в каждой семье и передавались по наследству.

А вот происхождение этой куклы достоверно не прояснено.

Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и перчаточных кукол-петрушек (в России «водили» Петрушку только мужчины). Первое упоминание о Петрушке относится к 1636 году. Мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия – Петр Иванович Уксусов.

Об одной кукле в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой сказано так.

« Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера». Ещё одна игрушка- это матрёшка.

Удивительно то, что родная наша мат­решка – имеет японского родственника, который стал её предшественником.

По одной из версий, японское божество Фукуруму - разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Он сделал эскиз круглолицей барышни в цветастом платочке.

Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских мастерских Василию Звездочкину.

Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, другие – что это название от женского имени Матрёна, Матрёша. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства. Впоследствии оно сделалось нарицательным.

Итак, я узнала, что на Руси кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. С течением времени кукла всё больше воспринималась как игрушка. Её изготавливали из различных материалов. В различные годы появлялись тряпичные и деревянные куклы.
Работая над проектом, я провела исследование: С какими куклами предпочитают играть наши девочки? Опрос и тестирование показали, что:

– 60% девочек любят играть куклой Барби.

– 25% предпочитают куклу Беби–Бон.

– 10% выбирают куклу Братц.

– 5% играют пластмассовыми куклами. Дети всех поколений любят играть с куклой, и по-нашему исследованию видно, что в лидерах у современных детей кукла Барби и Беби-Бон.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Практическая часть. Также я провела анкетирование взрослых. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте куклы в жизни современного человека. Рассмотрим результаты данного этапа исследования.

В ходе исследования выяснилось, что роль куклы не так уж и мала. В анкетировании приняло участие 30 человек. У 24 из них в доме есть куклы и назначение их самые разные. В большинстве, конечно, кукла – игрушка для детей (слайд) – 15 человек, но как мы видим, есть кукла – талисман – 5 человек, декоративный элемент и элемент интерьера – 4 человека, приспособление для чего-либо – 6 человек. В доме становится веселее и уютнее, когда там куклы.

Но оказывается, куклы необходимы для человека и на работе. (слайд)

(Используют в работе – 17 человек, всего – 30 человек).

Большая часть анкетируемых использует кукол в профессиональной деятельности. Выяснилось (слайд) – что учителям и воспитателям – (8 человек) куклы помогают сделать успешней процесс обучения и воспитания.

Продавцам – (5 человек) использование кукол – манекенов позволяет рекламировать и продавать товары.

Медикам – (6 человек) тоже нужны куклы! Почти в каждом кабинете педиатра есть кукла, чтобы успокоить детей, когда они плачут. Куклы манекены, позволяют обучать студентов – медиков. Даже будущих мам доктора учат на куклах малышах.

Оказывается, что и кондитеры – (1 человек) «играют» в куклы. Они их используют для украшения тортов.

В результате анкетирования выяснялось, что куклы нужны не только для работы. Есть люди, которые коллекционируют кукол. Это их увлечение, занятие для души (слайд) – из 30 анкетируемых коллекционируют куклы – 5 человек.

Заключение

Итак, в ходе моего исследования я узнала, что кукла не просто детская игрушка, для одних - это предмет коллекции, для других – элемент домашнего уюта, залог удачи, счастья, а для кого – то - помощник в работе.

Оказывается, взрослые тоже «играют» в куклы, только по - своему.

7.


Top