Аргументы из литературы по направлению «Верность и измена. Патриотизм, любовь к Родине — аргументы ЕГЭ Война и мир аргументы егэ верность

Патриотизм, верность долгу в романе «Война и мир»

При устойчивости многих черт характера, убеждений, чувств Болконского (патриотизм, верность долгу, гражданская активность, обостренный интерес к общефилософским, нравственным проблемам), при рационалистическом складе его натуры он не лишен, хоть и сдержанной, эмоциональности, что наиболее полно выразилось в дружбе и в любви, а на первых порах - в желании славы, органично сочетающемся с стремлением действовать, быть полезным. «Князь Андрей был одним из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела».

В Брюнне, узнав, что Вена взята французами, он срочно едет в армию, находящуюся в опасности: «Еду для того, чтобы спасти армию». Им руководит чувство оскорбленной русской гордости, надежды славы, готовности умереть. «Я сделаю это не хуже других». Перед Шенграбенским сражением Болконский мечтает о подвиге, о славе наполеоновского размаха: «Началось! Вот оно!.. Как же выразится мой Тулон?» Но, совершив подвиг (остается на неприкрытой батарее капитана Тушина, действия которой обеспечили успех сражения), Болконский, докладывая о ходе сражения и героизме Тушина, оставляет себя в тени. Перед Ау- стерлицкой битвой потребность в славе достигает у Болконского апогея: «Завтра... мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать»; он с нетерпением ждет счастливой минуты своего Тулона, предвкушая сделать все только им одним, мечтая о славе, известности, любви людей, торжестве над ними.

И эта «счастливая минута» своего рода парадного героизма наступает: он бросается со знаменем вперед, увлекая за собой батальон. Но затем - тяжелое ранение, и наступает прозрение, понимание незначительности такой мечты в сравнении с вечными ценностями, олицетворенными в образе высокого неба. «Вот прекрасная смерть!» - произносит Наполеон, остановив свою лошадь около раненого Болконского. И этот кумир многих гаснет в сравнении с высоким, справедливым, добрым небом. Наполеон кажется теперь Болконскому маленьким человечком, несущим в мир зло и несправедливость. 3

Так заканчивается этот этап неровного, драматического пути исканий Болконского. Следующий этап - после его выздоровления и смерти жены, принесшей остро пережитое чувство вины перед нею, - ознаменован действенным облегчением положения крестьян в своих имениях: одних перечисляет в вольные хлебопашцы, другим заменяет барщину оброком. Но и этот «один из первых примеров в России» не приносит Болконскому удовлетворения, так как мужики с недоверием встречают нововведения.

Не удовлетворяет его и попытка приобщиться к реформаторской деятельности Сперанского. И в этом случае Болконский не избежит иллюзий. Ему представлялось, что Александр I делает шаги к государственному преобразованию, ограничивает свою власть. Но при ближайшем рассмотрении замечает, что намерения Сперанского и других изменить легальным путем суд, административные, финансовые порядки в России не реальны так же, как проект освободить крестьян, обновить военный устав, учредить новые «Права лиц» и т.д. Кризис, пережитый Болконским на этом этапе, сменяется, хотя и ненадолго, «выздоровлением», возвращением к жизни.

Это влечет за собой внимание к природе (ночь в Отрадном, расцветший, засохший было дуб), любовь к Наташе Ростовой. Но и любовь оказывается для него драматичной. Высокая нравственность, повышенное чувство собственного достоинства и рационалистичность, максимализм требований к другим и к себе «помешали» ему как предугадать возможность катастрофы (длительная разлука не для Наташи, остро переживающей чувство любви), так и простить измену (да еще с таким недостойным человеком, как Анатоль Курагин).

Разрыв для Болконского - человека чести и долга - представился единственным выходом, несмотря на глубоко осознанное им несчастье. На последнем витке жизни князь Андрей - участник Отечественной войны 1812 года. После разрыва с Наташей он решает служить в армии, но не при штабе, а полковым командиром. «В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили». Он отказался от возможности быть при особе государя или главнокомандующего . «Я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жаль было оставить полк». На эти слова Кутузов отвечает согласием: «Я знаю, твоя дорога - это дорога чести».

Накануне Бородинского сражения Болконский начинает преодолевать сословный взгляд на народ; он ставит себя в один ряд с ним.

Успех битвы при «зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем офицере Тимохине, в каждом солдате». Смерть настигла Андрея Болконского на подступах победы, именно тогда, когда он делал первые шаги к сближению с народом, когда состоялось его запоздалое примирение с Наташей Ростовой. В драматической неосуществленное личного счастья и оппозиционной гражданской деятельности - своего рода отголосок трагической судьбы декабристов.

Сочинение на тему: «Верность и измена»

В мире существует огромное количество различных произведений: рассказов, поэм, баллад, трагедий, пьес. Несмотря на прогресс, смену эпох, нравов и обычаев, проблемы, связанные с верностью и изменой, по-прежнему волнуют человечество и находят отражение в литературе.

Писатели и поэты ищут ответы на самые разные вопросы: «Когда и почему можно простить измену? Можно ли отказаться от верности? Нужно ли хранить верность и зачем?». Одно из самых известных произведений русской классики - «Война и мир» Л.Н.Толстого затрагивает практически все аспекты человеческой жизни.

Образ Наташи Ростовой полюбился многим читателям: добрая, веселая, искренняя и начитанная девушка не может не вызывать симпатии. Однако Наташа небезгрешна: когда князь Болконский решает по настоянию отца на год отложить свадьбу и заняться военной службой, Наташа увлекается романом с известным кутилой Анатолем Курагиным.

Измену Ростовой можно оправдать: совсем юная и наивная, она легко поддается очарованию обольстительного Анатоля, для которого этот роман не более чем пустая игра. Но, несмотря на это, простить измену Наташи князь Болконский не может - для него это серьезное оскорбление. Измена Наташи - непростительная ошибка, погубившая ее отношения с Андреем Болконским.

В великом романе-эпопее, помимо яркого и чистого образа Наташи, присутствует не менее примечательный женский персонаж - Элен Курагина. Она достойная дочь своего эгоистичного отца - князя Василия Курагина, открыто заявлявшего, что его дети - его обуза и тяжкая доля. Элен - прекрасная молодая девушка, настоящая светская львица, умеющая себя подать в высшем свете, да так, что никто не догадывается о ее глупости и алчной натуре.

Ее волнует только выгода, она выходит за Пьера, руководствуясь лишь его материальным положением. Бывшая Курагина, а ныне графиня Безухова, девушка спокойно продолжает заводить отношения с другими мужчинами. Прекрасная снаружи и пустая внутри - позже Элен принимает католичество и разводится с Пьером. Ее многочисленные измены и романы объясняются лишь ее низкой и вульгарной натурой; Элен неспособна подарить чистую и настоящую любовь (в отличие от Наташи Ростовой).

Другое, не мене известное миру произведение - «Евгений Онегин » А.С.Пушкина - подарило миру образ идеальной русской женщины - Татьяну Ларину. Юная девушка, воспитанная на книжных романах, вдалеке от шумов светских балов и сплетен придворных дам, влюбляется в искушенного жизнью Онегина. Татьяна пишет Евгению письмо, в котором признается в своих чувствах и получает от него отказ. Его признание огорчает Татьяну, но она не забывает своих чувств.

После нескольких лет они встречаются снова, но Татьяна уже не свободная девушка: два года назад она вышла замуж за генерала, теперь она известная знатная княгиня. Увидев другую «новую» Татьяну Онегин понимает, что влюбился. Он пишет ей пылкие письма, но она не отвечает; в отчаянии, мужчина решается на встречу: Татьяна в комнате одна и плачет, она по-прежнему любит Евгения, но она предпочтет остаться верной своему мужу.

Верность Татьяны, ее сила духа поразили читателей и критиков; несмотря на свою неостывшую любовь к Онегину, девушка остается верна своему нелюбимому мужу, что не может не восхищать. Люди непостоянны, с каждым мигом, днем, годом они меняются - возможно, эти перемены приведут к серьезной измене, или же наоборот, укрепят их веру и преданность. Поэтому проблема верности и измены еще бесконечно долгое время будет появляться в произведениях будущих писателей.

Аргументы к теме: «Верность и измена»

Вопрос верности и измены затрагивают многие великие писатели в своих произведениях, но каждый делает это по-своему: Губительная верность описывается А.И. Куприн ым в произведении «Гранатовый браслет ». Мелкий чиновник Желтков, безответно влюбленный в княжну Веру, не имеет шанса на ответные чувства. На протяжении долгих семи лет, мужчина остается верен своей единственной любви, изредка присылая письма любимой женщине. Княгиня Вера остается верна своему супругу, несмотря на то, что страсть в их отношениях давно уступила взаимной нежности и уважении друг к другу. Женщина знает о своем тайном поклоннике, но ее не обуревают чувства любопытства или симпатии к неизвестному, она не ищет своего воздыхателя, холодно отвечая на письма. Однако в конце повести, после самоубийства Желткова, Вера, стоя у гроба, понимает, что она упустила ту самую настоящую любовь, о которой ей говорил ее дедушка.

В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, тесно переплетаются проблемы верности и измены с честью и бесчестием. Главный герой - Петр Гринев - отказывается присягать бунтовщику Емельяну Пугачеву, оставаясь верен императрице. Но Алексей Швабрин - бывший друг и товарищ - не мучаясь муками совести, переходит на сторону самозванца, чтобы сохранить свою жизнь. Помимо верности Родине, в произведении освящается и верность в любви. Гринев, влюбленный в Машу Миронову, не отказывается от своих намерений жениться на ней, несмотря на отказ родителей в благословении. Швабрин, захвативший крепость вместе с пугачевцами, насильно склоняет девушку к браку. Трусиха Маша, вздрагивающая от выстрелов во время учений в крепости, проявляет неожиданную стойкость характера и отказывает Швабрину, оставаясь верной любимому.

Произведение «Сказка» из сборника рассказов А.И. Куприна «Русская душа» начинается с доброй сказки, которой рассказывает на ночь своему сыну Иван Тимофеевич. На дачной террасе, помимо художника и его маленького сына, присутствуют красавица жена Холщевникова - Лидия и горячо любимый ученик художника - юный Григорий Баханин. Иван Тимофеевич рассказывает сыну о чудесной фее (имея в виду свою жену), которая спасла заблудившегося принца и провела его во дворец, мимо страшных чудовищ, имена которых были - Зависть, Бедность и Сомнение. Заснувшего ребенка Иван Тимофеевич оставляет в детской и возвращается на террасу: там он застает целующихся Лидию и Григория, пока еще не заметивших его. Рассказ заканчивается словами: «Сказка окончилась…»

Не мене печально заканчивается другой рассказ А.И. Куприна - «Allez». Юная циркачка Нора влюбляется в известного клоуна Менотти, которому удалось соблазнить невинную девушку всего лишь за неделю. В течение целого года Нора сопровождала мужчину в его гастролях; она видела в нем некое подобие бога, он же милостиво позволял ей себя обожать. Но уже спустя год она наскучила циркачу, он выгоняет Нору. Заканчивается короткий рассказ самоубийством Норы - девушка бросается из окна, когда видит измену Меротти.

В пьесе А.Н.Островского «Гроза» конфликтом произведения становится любовная измена. Катерина, жизнерадостная и мечтательная девушка, страдает от несправедливых нападок высокомерной свекрови и мягкотелости мужа, неспособного дать отпор матушке. Она буквально задыхается в пресном, глупом городишке Калинове, поэтому так легко влюбляется в Бориса. Случайные встречи, поцелуи украдкой - любовь Катерины к Борису становится все сильнее с каждым днем, несмотря на то, что она замужняя девушка. Однако набожная Катерина понимает, что измена - это грех, поэтому она бросается в Волгу.

Известнейшая трагедия, посвященная любви - «Ромео и Джульетта». В произведении Уильяма Шекспира описана необыкновенная любовь, закончившаяся печально известным концом. Влюбленные, из враждующих кланов Монтекки и Капулетти, вопреки всем запретам, тайно встречаются. В ходе трагедии, Джульетта должна была выйти замуж за Париса, но она не могла изменить любимому Ромео. Она выпивает «особое зелье» - девушка погружается в сон, который все принимают за смерть; не зная, что возлюбленная лишь спит, Ромео выпивает яд, Джульетта, очнувшись, видит мертвого Ромео и закалывает себя.

Жертвенная верность Марии Троекуровой в романе «Дубровский » А.С.Пушкина не может оставить равнодушным. В ходе произведения, девушка влюбляется в своего учителя француза, на деле, разбойника Дубровского. Ее отец решает выдать дочь за старого богатого князя Верейского. Мария умоляет отца не делать этого - «брак пугал ее как плаха, как могила». Девушка надеется, что Дубровский спасет ее от нежеланного брака, однако ее любимый не успевает вовремя: когда разбойники нападают на карету, молодые уже были обвенчаны. Мария отказывает Дубровскому, она не бросит законного мужа ради него.

На измену Родине и товарищу пошел герой произведения «Сотников» Василя Быкова. Рыбак и Сотников, оказавшиеся в плену у немцев, повели себя кардинально по-разному: Сотников молчал и терпел все пытки, Рыбак же, испугавшись за свою жизнь и здоровье, увиливал от прямых ответов, и «говорил, как ему казалось, очень хитро». Рыбаку предложили присоединиться к немецкой полиции; позже всех повели на ликвидацию - виселицу. Пытаясь спасти товарища, Сотников берет всю вину на себя, кричит, что Рыбак оказался с ним случайно, в это же время Рыбак соглашается стать немецким «полицаем». Именно он выбивает чурбак из-под ног Сотникова, проходя проверку немцев. После ликвидации, Рыбак ищет пути к бегству: он видит недалеко лошадь, и вдруг замечает мужика в санях - его взгляд, полный ненависти, дает понять Рыбаку - бежать теперь некуда.

В повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» описывается печальная история искренне преданного пса - Белого Бима. «Бракованный» сеттер, Бим должен был умереть еще щенком, однако его взял к себе одинокий писатель Иван Иванович. Несколько лет спустя, старый осколок в груди Ивана Ивановича сдвинулся, и писателя увезли на скорой. Преданный пес ждал хозяина, отказался есть, и старушка, присматривавшая за ним, отпустила его поискать что-нибудь. Бим отправился на поиски хозяина. С верным другом Ивана Ивановича случилось множество несчастий: пса похищали, перепродавали, его били и он был изморен голодом, но Белый Бим все еще ждал хозяина. Невероятная преданность «неправильного сеттера» еще раз подтверждает, что собака - лучший друг человека.

В повести А.С.Пушкин а «Станционный смотритель» читатели узнают о печальной судьбе старого станционного смотрителя. Его дочь, прекрасная юная Дуня, сбежала от него с молодым гусаром. Три года, проведенные в одиночестве, состарили некогда бодрого смотрителя, теперь он дряхлый старик. Дуня, скорее всего, вышла замуж за гусара, однако ее отец переживал за единственную дочь и пешком отправился в Петербург; смотритель смог попасть в дом: едва увидев его, девушка упала в обморок, а Минский прогнал старика. До самой смерти смотрителя Дуня не навещала его; в конце произведения мальчишка Ванька, описывает прекрасную барыню, плакавшую на могиле спившегося смотрителя.

Л.Н. Толстой "Война и мир "

Измена.

Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она духовно изменила ему с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним. На измену ее толкнули 2 причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью Наташи, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай.

Элен Курагина в романе представлена как человек с отсутствием моральных принципов. Потому и понятие верности ей чуждо. В жизни она руководствуется только выгодой, все решения принимает в угоду свои интересам, чувства других людей для нее ничего не значат. Выходя замуж за Пьера, она не осознавала, что может причинить ему боль, и думала только о материальной выгоде. Элен не любила Пьера и не хотела от него детей. Поэтому брак был обречен на гибель. Ее многочисленные измены не оставили шанса их союзу. В итоге Пьер предложил ей расстаться, так как не мог больше терпеть позора.

Верность Родине.

Кутузов представлен в романе Война и мир как человек, верный своему Отечеству. Он сознательно принимает непопулярные решения, чтобы спасти свою страну от гибели.

Большинство героев романа жертвуют жизнью ради победы в войне.

Верность родителям и своим принципам.

Марья Болконская посвятила всю свою жизнь служению близким., в частности своему отцу. Она терпела упреки в свой адрес, стойко переносила грубость отца. Когда армия противников наступала, она не оставила больного отца, не изменила себе.Интересы своих близких она ставила выше, чем собственные.

Марья была глубоко верующим человеком. Ни тяготы судьбы, ни разочарования не смогли потушить в ней огонь веры.

Верность своим моральным принципам.

Семья Ростовых показала, что даже в самые тяжелые времени можно сохранить достоинство. Даже когда в стране наступил хаос, члены этой семьи остались верными своим моральным принципам. Они помогали солдатам, принимая их у себя дома. Тяготы жизни не отразились на их характерах.

Что такое измена родине? Это предательство интересов своей страны во имя личных эгоистических целей. Как правило, это явление приобретает особенное значение во время войны, когда дезертирство подтачивает основы, на которых зиждется государство. Большинство людей, конечно, рискуют жизнью, если родина находится в опасности. Такими примерами богата наша история и гордится наша литература. Однако всегда есть те немногие члены общества, которые поддаются страху и служат лишь себе, игнорируя беды отечества. Сегодня эта проблема, как и прежде, злободневна, ведь проявляет себя не только в военное время. Поэтому аргументы на тему «Измена родине» столь разнообразны и охватывают не только периоды вооруженных столкновений.

  1. С изменой родине сталкивается Андрей Соколов, герой произведения Шолохова «Судьба человека». Солдат попадает в плен и становится свидетелем того, как немцы пытаются выяснить, кто из задержанных является красным комиссаром. Членов большевистской партии сразу расстреливали, в плен не брали. Их обезображенные тела служили доказательством того, что немецкая власть установит свои порядки и доберется до каждого коммуниста. В рядах пленников появляется предатель, который предлагает другим сдать командира в обмен на безопасность. Тогда Андрей убивает его, чтобы не сеял смуту в рядах солдат. Он понимал, что любая уступка врагу – измена, которая не только карается расстрелом, но и не находит даже малейшего нравственного оправдания. Из-за дезертиров и власовцев страна теряет шансы на победу.
  2. Готовность к предательству демонстрирует высший свет в романе Толстого «Война и мир». Знать не рискует жизнями на боле боя, сидит в салонах и рассуждает о том, что с приходом Наполеона ничего не изменится. Французский язык они знают лучше родного, манеры и ужимки везде одинаковы. Им все равно, кто у власти, что будет со страной, чем закончится сражение, где каждый день гибнут их соотечественники. Они с радостью примут любой исход, ведь истинного патриотизма в них нет. Они чужие в России, им чужды ее страдания. Широко известен пример князя Ростопчина, генерала-губернатора Москвы, который был способен только на патетические патриотические речи, но реально народу ничем не помог. Также глупо и фальшиво выглядит наряд великосветских дам, которые обрядились в сарафаны и кокошники вместо иностранных платьев, якобы поддерживая народный дух. Пока простые люди проливали кровь, богачи играли в переодевание.
  3. В повести Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов становится предателем, дезертируя из армии. Фронтовая жизнь ему не по зубам: недостаток пищи и боеприпасов, постоянный риск, жесткое руководство сломили его волю. Он подался в родную деревню, зная, что навлекает на жену смертельную угрозу. Как видно, измена родине опасна тем, что человек полностью теряет нравственный стержень и предает всех дорогих ему людей. Он подставляет преданную Настену, которая помогает ему, рискуя репутацией и свободой. Женщине не удается скрыть эту помощь, и односельчане преследуют ее, чтобы найти дезертира. Тогда героиня утопилась, а ее эгоистичный муж так и сидел в укромном месте, жалея только себя.
  4. В повести Василя Быкова «Сотников» красавец и силач Рыбак теряет все свое достоинство, встретив реальную угрозу. Они с товарищем отправляются в разведку, но из-за болезни Сотникова они вынуждены укрыться в деревне. В итоге, они оказались в плену у немцев. В отличие от больного партизана, здоровый Рыбак трусит и соглашается сотрудничать с оккупантами. Сотников же не пытается оправдаться или отомстить. Все его усилия направлены на то, чтобы помочь тем людям, которые их укрыли, обезопасить их своим молчанием. Тем временем предатель хочет, во что бы то ни стало, спасти именно свою жизнь. Хотя он до последнего верит, что сможет обмануть врага и убежать, примкнув к его рядам на время, Стрельников пророчески замечает, что товарища уже ничего не спасет от нравственного разложения. В финале Рыбак выбивает опору из под ног у бывшего сослуживца. Так он ступил на путь предательства и перечеркнул все то, что связывает его с родиной.
  5. В комедии Грибоедова «Горе от ума» герои не воюют, однако все равно умудряются навредить своей стране. Фамусовское общество живет консервативными и лицемерными устоями, игнорируя прогресс и весь остальной мир за пределами их башни из слоновой кости. Эти люди узурпируют народ, ввергают его в невежество и пьянство своими сумасбродными и жестокими выходками. Дворяне, опора самодержавной власти, и сами погрязли в лицемерии и карьеризме, пока их прихоти обеспечивает крестьянство. Мы видим, например, глупого и бездарного военного Скалозуба, который только блистает погонами на балах. Ему и дочь нельзя доверить, не то, что полк или роту. Он ограниченный и жалкий человек, который привык только получать от родины, но не платить ей доблестной и честной службой. Это ли не измена отечеству?
  6. Верность и измена на войне всегда очевидны. Например, в повести Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин спокойно служит и получает чины, не будучи храбрецом. Когда же разразился бой, он показал свое истинное лицо. Предатель сразу же переметнулся на сторону врага и присягнул Пугачеву, спасая свою жизнь, в то время как его приятель Петр рисковал собой, лишь бы честно выполнить свой долг. Присяга бунтовщику – не единственная измена Алексея. Во время дуэли он воспользовался нечестным приемом, тем самым изменив своей чести. Так же он бесчестно обманывает Гринева и поносит имя Маши без всяких оснований. Потом он окончательно срывается в бездну нравственного падения и силой вынуждает Марию выйти за него замуж. То есть, изменой родине низость человека не ограничивается, и нельзя прощать такого рода предательство хотя бы на том основании, что оно явно не последнее. Если он смог предать родную страну, то от него уже нечего ждать и в отношении к людям.
  7. В повести Гоголя «Тарас Бульба» Андрий предает свою страну из-за страстной любви к полячке. Однако это не совсем так: он изначально был чужим по отношению к традициям и менталитету казаков. Этот контраст личности и среды виден, когда герой возвращается домой из бурсы: пока Остап радостно дерется с отцом, младший сын ласкает мать и мирно держится в стороне. Он не трус и не слабак, просто по натуре другой человек, в нем нет этого воинствующего духа запорожской сечи. Андрий рожден для семьи и мирного созидания, а Тарас и все его друзья, напротив, видят смысл жизни мужчины в вечном бою. Поэтому решение младшего Бульбы выглядит естественно: не найдя понимания в родном краю, он ищет его в лице польской девушки и ее окружения. Наверное, именно в данном примере измену можно оправдать тем, что человек не мог поступить по-другому, то есть изменить себе. Он, по крайней мере, не стал хитрить и обманывать товарищей бою, действуя исподтишка. Его честная позиция хотя бы была всем известна и эмоционально мотивированна, ведь если ты не чувствуешь искреннего желания помочь родине, рано или поздно твоя ложь выйдет наружу и навредит еще больше.
  8. В пьесе Гоголя «Ревизор» нет войны, зато есть незаметная и более подлая измена родине, чем дезертирство на поле брани. Чиновники города «N» разворовывают казну и угнетают родной народ. Из-за них уезд бедствует, а его население забито постоянными поборами и откровенным грабежом. Положение простых людей в мирное время ничуть не лучше, чем в военную смуту. Против них неустанно идет глупая и порочная власть, от которой даже вилами не защититься. Знать совершенно безнаказанно разоряет родной край, как монголо-татарское полчище, и никто не в силах этому помешать, кроме, разве что, ревизора. Автор в финале все же делает намек на то, что настоящий проверяющий приехал, и теперь ворам не скрыться от закона. Но сколько таких уездов годами оказывается в невидимом осадном положении из-за распущенности правящей элиты? На этот вопрос также отвечает писатель, делая свой город с универсальным названием, дабы подчеркнуть, что таково положение во всей России. Это ли не предательство интересов отечества? Да, казнокрадство из тактичности так не называют, но по сути это и есть настоящая измена родине.
  9. В романе Шолохова «Тихий Дон» герой несколько раз меняет стороны баррикад в поисках своей правды и истинной справедливости. Однако ни на той, ни на другой стороне Григорий ничего подобного не находит. Казалось бы, человек имеет право выбирать и ошибаться, особенно в такой неоднозначной ситуации, но некоторые его односельчане воспринимают эти метания, как предательство родины, хотя на самом деле Мелехов всегда идет за правдой и верен интересам народа. Он не виноват, что эти интересы так часто меняются и исчезают под тем или иным стягом. Оказалось, что все партии лишь манипулировали патриотизмом казаков, но никто не собирался поступать нравственно и справедливо по отношению к ним. Их лишь использовали в дележе России, говоря о родине и ее защите. В этом и разочаровался Григорий, а люди уже спешат наклеить на него предательский ярлык. Таким образом, не надо спешить винить человека в измене, может, он и не виноват вовсе, а люди свыше используют народный гнев против него, как оружие.
  10. В рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачева» герой честно и самоотверженно прошел войну. Он защищал страну ценой жизни и никогда не отступал. Однако его, как и многих товарищей с фронта, посадили в трудовой лагерь за выдуманную измену родине. Всех, кто побывал в плену или осаде, приговаривали к 25 годам лишения свободы. В условиях каторжного труда это – гарантированная смерть. Тогда Пугачев и еще несколько солдат решаются на побег, ведь терять им уже нечего. С точки зрения советского руководства, это измена. Но с точки зрения нормальной человеческой логики, это подвиг, ведь безвинные люди, да еще и герои войны, не должны сравниваться с уголовниками. Им хватило сил отстоять свое право на свободу, не стать рабами системы, бессильными и жалкими. Тогда, в 1944 году в немецком лагере провокаторы говорили герою, что его на родине все равно посадят. Он не поверил и не стал служить врагу. Не сломался. Так чего же терять ему теперь, когда самые мрачные прогнозы оправдались? Хоть он и идет против государства, я не считаю его изменником. Предатели – это та власть, что идет против своего народа.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В любом итоговом сочинении, прежде всего, ценятся аргументы из литературы, которые показывают степень начитанности автора. Именно в основной части работы он проявляет свои способности: грамотность, рассудительность, эрудицию, умение красиво выражать свои мысли. Поэтому при подготовке важно заострить свое внимание на том, какие произведения понадобятся для раскрытия тем, и какие эпизоды помогут подкрепить тезис. В данной статье собраны 10 аргументов на направлению «Верность и измена», которые пригодятся в процессе написания тренировочных эссе, а может и на самом экзамене.

  1. В драме А. Н. Островского «Гроза» героиня оказывается перед непростым выбором между верностью закоренелым традициям города Калинова, где господствуют глупость и узость взглядов, и свободой чувства и любви. Измена – высшее проявление свободы для Катерины, бунт её души, в которой любовь побеждает условности и предрассудки, перестает быть греховной, становясь единственным спасением от удручающего существования в «тёмном царстве».
  2. «Всё проходит, да не всё забывается» — и истинная верность не знает временных границ. В рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи» героиня проносит любовь через годы, оставляя в своей жизни, полной повседневного быта, место для первого и самого главного чувства. Встретив покинувшего её когда-то возлюбленного, постаревшего и ставшего совсем чужим, она не может избавиться от горечи. Но простить давнюю обиду женщина не в силах, поскольку цена за верность несостоявшейся любви оказывается слишком высокой.
  3. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» пути верности и измены зачастую переплетены. Сохранить верность для Наташи Ростовой, в силу юного возраста и неопытности, оказалось сложной задачей. Её измена Андрею носит случайный характер и видится скорее как ошибка неискушенной в любовных делах девушки, слабой, подверженной чужому влиянию, нежели как предательство и легкомыслие. Ухаживая за раненным Болконским, Наташа доказывает искренность своего чувства, проявляя духовную зрелость. А вот Элен Курагина остаётся верна лишь собственным интересам. Примитивность чувств и пустота души делают её чуждой настоящей любви, оставляя место лишь многочисленным изменам.
  4. Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств. Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности — трагическая обреченность на гибель.
  5. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» верность становится одной из центральных тем. Судьба постоянно заставляет героев принимать решения, от которых зависит их личное счастье. Евгений оказывается слабым в своём выборе, пасует перед обстоятельствами, в угоду собственному тщеславию изменяя дружбе и самому себе. Он неспособен взять на себя ответственность не только за близкого человека, но и за свои собственные поступки. Татьяна же, напротив, сохраняет верность долгу, принося в жертву свои интересы. В этом отречении высшее проявление силы характера, борьба за внутреннюю чистоту, в которой чувство долга побеждает любовь.
  6. Сила и глубина человеческой натуры познаются в любви и верности. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» герои, мучимые тяжестью преступлений, не способны найти утешения в мире внешнем. Друг в друге они видят отражение собственных грехов, и желание искупить их, обрести новые жизненные смыслы и ориентиры, становится для них общей целью. Каждый из них хочет услышать слова прощения от другого, каждый ищет спасения от мук совести. Соня Мармеладова проявляет мужество, отправляясь за Раскольниковым в Сибирь, и верностью своей преображает Родиона, воскрешённого её любовью.
  7. В романе И.А. Гончарова «Обломов» тема верности отражена во взаимоотношениях сразу нескольких персонажей. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова — это столкновение двух миров, прекрасных в своей романтичности и одухотворённости, но не способных сосуществовать в гармонии. Даже в любви Ольга верна своим представлениям об идеальном возлюбленном, которого пытается создать из сонного, бездеятельного Обломова. Она предпринимает попытки преображения героя, живущего в тесном, искусственно созданном им мирке. Агафья Пшеницына, наоборот, пытается оградить спящую душу Обломова от потрясений, поддерживая его комфортное существование в царстве беспечного семейного счастья и уюта. Она бесконечно преданна ему, и в слепом повиновении прихотям мужа, становится косвенной причиной его гибели. Верен Обломову и слуга Захар, для которого барин является воплощением подлинного героизма. Даже после смерти Ильи Ильича, преданный слуга ухаживает за его могилой.
  8. Верность – это, прежде всего, осознание ответственности, отречение от собственных интересов и бескорыстное обращение к другому человеку. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница районной школы Лидия Михайловна оказывается перед сложным нравственным выбором: помочь голодающему ученику, используя при этом непедагогичный метод, или остаться равнодушной к горю ребёнка, который нуждается в её помощи. Вопрос о профессиональной этике здесь перестает быть главенствующим, уступая место состраданию и нежности к способному мальчику. Верность долгу человеческому становится для неё выше условных представлений о морали.
  9. Верность и измена — явления противоположные, взаимоисключающие друг друга. Но, так или иначе, это две разные стороны одного и того же выбора, нравственно сложного и не всегда однозначного.
    В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герои выбирают между добром и злом, долгом и совестью. Они верны своему выбору до конца, даже тому, который приносит им немало душевных страданий. Маргарита оставляет мужа, фактически совершая предательство, но, в своей преданности Мастеру она готова на самый отчаянный шаг — заключить сделку с нечистой силой. Её верность любви оправдывает грехи, ведь Маргарита остаётся чиста перед собой и человеком, которого хочет спасти.
  10. В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» темы верности и измены раскрываются в отношениях сразу нескольких персонажей. Любовные узы тесно связывают героев друг с другом, создавая неоднозначность ситуаций, в которых сложно обрести счастье. Верность здесь разнолика: страстная преданность Аксиньи отлична от тихой безответной нежности Натальи. В ослепляющей тяге к Григорию, Аксинья изменяет Степану, Наталья же остаётся верной мужу до конца, прощая нелюбовь и равнодушие. Григорий Мелехов в поисках самого себя оказывается жертвой роковых событий. Он ищет правду, в пользу которой готов сделать выбор, но поиски осложняются жизненными перипетиями, с которыми герою не под силу справиться. Душевные метания Григория, его напрасная готовность быть верным до конца только правде и долгу – ещё одна трагедия личности в романе.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Top