Логопедическая ритмика для дошкольников: обобщение опыта работы и конспекты занятий. Конспект занятия по логоритмике

Цель: Развитие координации речи с движением в сочетании с музыкой, активизация связной речи.

1. Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление представлений о домашних животных.

Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи.

Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие зрительного, слухового внимания;

творческого воображения;

подражательности;

артикуляционной и общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитание любви к домашним животным.

Корректировать поведение детей,

вызывать у них положительные эмоции.

Оборудование:

подушки, бубны, ложки, треугольник, мяч,

марш, звук звонка, вой волка, минус песни «Купим мы бабушка», Моцарт «Музыка для детей»;

картинки:

зимний лес, лошадиные упряжки, волк, домик, домашние животные, тени домашних животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель : Развитие координации речи с движением в сочетании с музыкой, активизация связной речи.

Задачи :

1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

2. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного, слухового внимания; творческого воображения; подражательности; мимики; жестов; артикуляционной и общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание любви к домашним животным. Корректировать поведение детей, вызывать у них положительные эмоции.

Оборудование : подушки, бубны, ложки, треугольник, мяч, аудио: марш, звук звонка, вой волка, минус песни «Купим мы бабушка», Моцарт «Музыка для детей»; картинки: зимний лес, лошадиные упряжки, волк, домик, домашние животные, тени домашних животных.

Организация начала занятия.

Игрогимнастика «Ходьба по кругу»

Звучит музыка. Дети в темпе марша входят в зал за педагогом по кругу. По окончании музыки останавливаются перед стульчиками.

Вокальное музицирование «Приветствие»

Логопед : «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!» (показывает «лесенку» правой рукой).

Логопед : «А теперь посмотрите на доску (смайлики с разным настроением) давайте поздороваемся с разным настроением!»

Вокальное – инструментальное музицирование «Как тебя зовут?»

Логопед : Мы с вами поздоровались, а теперь давайте познакомимся! Познакомимся мы с вами не обычным образом, свои имена мы не просто произнесем, а пропоем, и на каждый ударный слог нашего имени мы будем ударять в треугольник.

Меня зовут Ли ли я Ра ви лев на, а как тебя зовут? (передать треугольник следующему) Дети выполняют все действия по образцу.

Ход занятия

Раздается звонок. По скайпу звонит бабушка и жалуется на то, что у нее разбежались все животные. Звонок срывается.

Логопед : Звонила моя бабушка, она сказала, что у нее разбежались все животные, а вот какие именно она не успела сказать, звонок оборвался….

Ребята, может, вы догадаетесь, какие животные убежали?

Ответы детей

Логопед : Ребята, как можно назвать всех этих животных и птиц одним словом?

Ответы детей

Что же мне теперь делать, как же помочь моей бабушке?

Ответы детей

Чтобы найти животных нам надо поехать к бабушке в деревню, через лес. Ребята, а напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Ответы детей

Логопед : А лес зимой, какой? (подбор прилагательных)

Логопед : Смотрите (показать картинки), в моем распоряжении только три средства передвижения, на каком поедем, выбирайте сами (картинки лошадь запряженная в карету, лошадь запряженная в телегу и лошадь запряженная в сани.)

Дети выбирают в какой упряжке ехать, объясняя свой выбор.

Логопед : Пора отправляться. Чтобы дорога была веселее мы с вами будем произносить волшебные слова, сопровождая их игрой на деревянных ложках. (упражнение на развитие чувства ритма).

Я копытами стучу и скачу, скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Но! Но! Но! Тпру-у-у-у!!!

Включить фонограмму волчьего воя

Логопед : Ребята, вы слышите этот звук?

Ответы детей.

Логопед : Поскакали быстрее (артикуляционная гимнастика «Лошадка»)

Поставить картинку волка.

Логопед : Ого, какой огромный!!!

Это не волк, а волчище

У него не зубы, а……. Ответы детей

У него не глаза, а……. Ответы детей

У него не усы, а …….. Ответы детей

У него не нос, а……… Ответы детей

У него не лапы, а……. Ответы детей

У него не хвост, а ……… Ответы детей

Логопед : Давайте его напугаем! Мы с вами на выдохе громко будем произносить гласные звуки, повторяйте за мной.

Дыхательно-артикуляционный тренинг

Вдох – выдох ААААААА

Вдох – выдох ААООООО

Вдох – выдох ААООУУУ

Вдох – выдох ААООУУЭ

Вдох – выдох ААООУЭЫ

Логопед : Молодцы! Напугали волка, а вот и дом моей бабушки!

Логопед : Бабушка приглашает нас на блины. Ой, ребята у моей бабушки, оказывается, болит спина, а когда у нее болит спина я ей делаю массаж, хотите и вас научу (ответы детей). Давайте сначала мы сами себе сделаем массаж, а потом друг другу. Я говорю и показываю, а вы повторяете.

Игровой массаж

Ой, лады, лады, лады! (легкое похлопывание ладошками)

Мы блинов напекли (легкое похлопывание ладошками)

Первый блинчик кисоньке (легкое постукивание пальчиками)

Второй собачонке (легкое постукивание кулачками)

Третий блинчик хрюшке (легкое похлопывание ладошками)

Четвертый коровенке (легкое постукивание ребром ладошек)

Пятый блин поджарим (круговое движение влево)

И съедим мы сами (круговое движение вправо)

Ням, ням, ням!!! (щекотка)

Дети сначала делают массаж себе, потом друг другу.

Логопед : Ребята, вы помните, зачем мы с вами приехали к бабушке? Ответы детей.

Логопед : ребята, давайте попробуем позвать бабушкиных животных ласково, может они придут? (игра с мячом)

Кошка – Ответы детей.

Собачка – Ответы детей.

Свинья – Ответы детей.

Корова- Ответы детей.

Курица – Ответы детей.

Утка – Ответы детей.

Индюк - Ответы детей.

А вот и пропавшие животные! (картинка с домашними животными)

Включить минусовку песни «Купим мы бабушка» (упражнение на координацию речи с движениями под музыку)

Логопед : Пора нам возвращаться в наш родной детский сад. Занимайте свои места, берите ложки, поехали! (упражнение на развитие чувства ритма).

Едем, едем мы домой

На лошадке удалой

Цок, цок, цок.

Организация окончания занятия.

Все! Приехали в детский сад.

Давайте - ка проверим все ли мы вернулись

Игра «Громко-тихо» (на развитие слухового внимания, модуляции голоса)

Каждый имя свое знает,

Громко-тихо называет.

Можно немного отдохнуть! (Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Звучит мелодия « Музыка для детей » А. Моцарт)

Подводим итоги


Конспект

занятия по логопедической ритмике

в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Путешествие в сказку.

Учитель-логопед

Кошечкина Елена

Владимировна

МДОУ

«Детский сад № 3»

г. Дзержинск

2011 г.

Цель: Формирование слоговой структуры слова через развитие у детей чувства ритма.

Обучающие задачи:

Учить воспроизводить двигательные, звуковые и речевые ритмические ряды по показу, зрительному образцу.

Учить изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.

Формировать усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого-медленного-умеренного) и метра (чередования долей, паузирования).

Формировать слоговую структуру слова.

Развивать интонационную выразительность речи (повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию).

Расширять и обогащать словарь детей по теме «Посуда».

Коррекционно-развивающие задачи:

Закреплять навык правильного произношения изолированного звука [с].

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.

Развивать умение сосредотачивать свое внимание при воспроизведении ритма и сознательно подчинять ему свои движения.

Развивать координацию слова с движением.

Развивать мимику, регуляцию мышечного тонуса.

Упражнять в правильном употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Продолжать развивать мелкую моторику руки.

Закреплять двигательные умения, пространственную ориентировку.

Воспитательные задачи:

Воспитывать произвольное поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, самостоятельности, умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Пропедевтическая работа:

Наработка необходимого словаря по теме.

Упражнение в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Музыкально-ритмические упражнения: «Паровозик», «Улица», «Чай».

Разучивание песенки «Бим-Бом».

Воспроизведение повторяющихся ритмов с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа.

Оборудование:

Индивидуальные карточки с различными ритмическими рисунками, обручи на каждого ребенка, музыкальные инструменты на каждого ребенка: ложки, колокольчики, бубен; таз с посудой, мяч, магнитофон, компьютерная презентация к занятию, экран.

Методы и приемы:

Сюжетная основа занятия; словесные игры, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, художественное слово, музыкально-ритмические упражнения, элементы фонетической ритмики, элементы психогимнастики, педагогическая оценка.

Дифференцированный подход:

Дети с более или менее высоким уровнем развития.

Дети со средним уровнем развития.

Дети с низким уровнем развития.

Для детей со средним и низким уровнем развития увеличен объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений.

Для закрепления умений используется определенная последовательность опроса детей: сначала дети из сильной подгруппы, затем – дети со средним и низким уровнем развития.

Вовлечение детей со средним и низким уровнем развития в активную работу обеспечивается подбором зрительных образцов ритмических рисунков.

Деятельность логопеда

Дифферен-

цированный подход

Деятельность детей

Ι. Вводная часть.

1. Развитие внимания, ритма и темпа движений, умения реагировать на изменения в музыке.

Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Садимся в поезд и поехали.

(Музыкально-ритмическое упражнение «Паровозик» С.Железнов)

- Вот мы и в сказке.

Жила-была муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, самовар она нашла. Пригласила всех на чай. Нынче Муха – именинница.

2. Развитие интонационной выразительности.

Кто это? (Муха.)

Муха.

Муха?

Муха!

3. Развитие чувства ритма, умения держать паузу.

- Прохлопаем слово – му-ха.

Прохлопаем с паузой – 1,2.

ӀӀ. Основная часть.

  1. Развитие фонематического слуха. Работа над слоговой структурой слова.

Скоро гости придут, а у Мухи-Цокотухи посуда не помыта (показывается таз с посудой).

Помогите Мухе посуду помыть, стол накрыть. Если правильно назовете слово, значит, вы хорошие помощники.

Упражнение «Убери лишний слог».

Чайтаник -…, тарелбака-…, статакан-…, блюдмице-…, чаштака-…, ложбака-...

  1. Развитие мелкой моторики, координации слова с движением.

Я тарелки разложу,

Ложки, вилки положу,

Мухе помогаю,

На стол я накрываю

  1. Развитие слухового внимания.

- Стол помогли накрыть. И обрадовались блюдца: дзынь-ляля, дзынь-ляля, вместе с чашками смеются: дзынь-ляля, дзынь-ляля .

Произносим: чашка-блюдце-чашка-…

  1. Работа над грамматическим строем речи (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Посмотрите, у нас посуда большая, а у Мухи маленькая.

(Логопед бросает мяч ребенку, называет слово в начальной форме)

  1. Развитие внимания, умения быстро реагировать на изменения в музыке.

- Стол для маленьких гостей мы накрыли. А для себя? Нас муха тоже чаем хочет угостить.

Музыкально-ритмическое упражнение «Улица» - Пассакалия Г.Гендель.

  1. Развитие координации слова с движением, ритма движений, слухового внимания.

Чтобы заварить чай, надо воды принести из колодца .

Мы к колодцу пошли,

Ведра так мы несли:

топ,топ,топ.

Мы к колодцу побежали,

Ведра полные набрали:

Топы-топы, топы-топы, топы-топы.

Мы обратно поскакали,

Ведра чуть не потеряли:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Воду принесли. А чайник где?

Жил-был чайник – посуды начальник,

И были у него: нос, чтобы наливать -

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Ручка, чтобы поднимать –

Тааааааак, таааааааак,

Дно, чтоб не проливать –

Плюх!

Крышка, чтобы закрывать –

Бух!

  1. Развитие произносительных навыков. Работа над ритмом, темпом, высотой голоса, длительностью выдоха.

- Начинает чайник закипать: буль-буль (в медленном темпе)

Кипит чайник: буль-буль-буль (в быстром темпе).

Чайник кипит по-разному.

Вскипел и загудел: УУУУУУ (высоким голосом, затем низким).

Наливаем в чашки чай. Каждый ребенок соединяет руки в кольцо. «Чайник» наливает в «чашку», а ребенок произносит: ССССССС .

8. Хоровое пение.

Песенка «Бим-Бом» С.Железнов

9. Развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов.

- А вот и гости прилетели, прискакали: хмурая бабочка, веселый кузнечик, злой жук.

Музыкальные пальчиковые игры «Чай».

10. Игра на музыкальных инструментах.

Игра «Оркестр»

III. Заключительная часть.

  1. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

Муха будет продолжать именины, а нам пора из сказки домой возвращаться.

Домой попасть поможет облако.

Облака плывут по небу

И пушисты, и легки

То они как медвежата,

То как белые цветы.

  1. Итог.

Сказке конец,

А кто участвовал в ней,

Тот молодец.

Дети друг за другом двигаются по залу.

Слушают.

Правой рукой гладят левую от плеча к кисти.

На уровне груди кисти рук разводят в стороны.

Руки вверх.

Отхлопывают слово.

Прохлопывают слово по слогам с паузой (1-2 считают про себя).

Слушают.

Исправляют ошибки, называя правильно слово. Находят в тазу этот предмет и ставят на стол.

Хлопнуть, правую ладонь поставить перед собой, затем левую.

Правая ладонь – «ковшик» у плеча, на левой растопырить пальцы, поднести к плечу.

Скрестить ладони, «взмах крыльями».

Ладонь правой погладить ладонь левой руки.

Стоят в кругу, передают мяч, произнося поочереди: чашка-блюдце-чашка-блюдце- и т.д.

Ребёнок ловит мяч, образовывает слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом форму и возвращает мяч.

Берут обручи (блюдца) и двигаются под музыку изменяя движения. На конец музыки встают в обруч и ставят одну руку на пояс (ручка чашки).

Ходьба на месте.

3 хлопка.

Бегут на месте.

Поочередные хлопки руками по ногам.

Прыжки.

Отстукивают ритм ногами.

Маршируют на месте.

Сгибают правую руку в локте.

Хлопают в ладоши.

Ставят левую руку на пояс.

Медленно поднимают и опускают левое плечо.

Перекаты с пятки на носок.

Прыжок.

Ладони перед собой.

Ладони положить на голову.

Повторяют.

По индивидуальным схемам отхлопывают ритм, произнося буль .

| | | | | |

| | |

| | | |

Повторяют.

Из ладошек делают «чашечку».

Произносят звук.

Поют.

Изображают насекомых с различной мимикой.

Выполняют движения по подражанию.

Играют на музыкальных инструментах.

Слушают.

Лежат на ковриках.


Горохова Лидия Васильевна,
учитель-логопед, г.Ногинск-9 , Московской области,
МБДОУ №100 "Маячок"

Сертификат о публикации:

Основателем системы ритмического воспитания является швейцарский музыкант – педагог Жак- Далькоз. Применяя гимнастику для своих учеников для лучшего усвоения грамоты.

Н.Г.Александрова в 1915 году –основатель логоритмической гимнастики в России (создала ассоциацию ритмистов).

Ритмическая гимнастика – двигательная система, в основу всей системы входят упражнения, которые воспитывают и развивают чувство ритма через движения и тесно связаны с музыкальным ритмом. Музыка является как средство воздействия на движения, а движения как средство выражения музыки.

Занятия по логоритмике проводятся по четырём разделам:

1.Раздел – общеподготовительный.
а) организация детского коллектива;
б)развитие психофизических навыков.

Цели и задачи раздела:
1.Организовать коллектив.
2.Активизировать внимание.
3.Привитие навыков движения в коллективе.

2.Раздел- вспомогательные физические упражнения.(Гимнастические упражнения с речевым произношением).
Цели и задачи раздела:
1.Добиваться правильной осанки.
2.Развитие мелкой моторики.

3.Раздел – ритмический.
а)темп;
б)динамика;
в)ритм.

Музыкальный ритм – сочетание звуков разных по протяжности и силе. Ритм – основа раздела, который выполняет и развивает чувства ритма через движения в речь.

1.Движение динамики совпадает с музыкой.
2.Музыкально – речевые упражнения.

4. Раздел – заключительный.
Цели и задачи раздела:
1.Успокивающие.
Проводить специальные музыкально-ритмические занятия для маленьких детей впервые было предложено профессором В.А.Гиляровским в 1930 году. Он писал: «Из того многообразного действия, которое оказывает ритмика вообще на невротика, влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику».

Если музыка вообще оказывает благоприятное воздействие на эмоционально-волевую сферу, то тем эффективнее оказывается её влияние, когда она положена в основу специальной двигательной системы, имеющей целью регулировать движения, речь и поведения ребёнка. Принимая во внимание, что при нарушениях речи наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребёнка, а задача логоритмики заключается в том, чтобы путём особых музыкально-ритмических приёмов помочь исправить моторику и речь, то-есть обеспечить полноценное развитие будущего гражданина.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ.

Логопедическая ритмика – ветвь лечебной ритмики. Лечебная ритмика является одной из форм своеобразной лечебной терапии, благотворно действующей как на физическую, так и на психическую жизнь нервнобольного. С раннего возраста приходится обращать внимание на физическое воспитание ребёнка, поэтому возникает необходимость создания в наших логопедических группах таких условий, которые обеспечат ребёнку нормальное физическое развитие. Это очень важно для детей с речевыми нарушениями. Дети в логопедической группе вынуждены часто проводить время в сидячем положении за столом. То ли они рассказывают содержание картинки, то ли играют в лото или же занимаются постановкой звуков. Но биологическая потребность детского организма заключается в движении, поэтому необходимо удовлетворить эту потребность детского организма путём ввода гимнастики и подвижных игр в режим дня ребёнка. Большинство движений, совершаемых человеком, не являются врождёнными, они развиваются в процессе жизни и зависят от окружающей среды и соответствующего воспитания.

Занятия по развитию движений, у детей осуществляются с одной стороны, физическим развитием (костно-мышечной системы, правильной осанкой, формирование правильных навыков движения, ориентировки в пространстве, согласование движения с ритмом, развитие ловкости, скорости, силы движений), а с другой стороны, воспитание выносливости, организованности, активности и других положительных черт характера.

В работе с детьми по развитию движений условно можно выделить следующие три формы:
1.Основные движения.
2.Общеразвивающие упражнения.
3.Подвижные игры.

1. Основные движения благотворно влияют на всестороннее физическое развитие детей, укрепляют мышцы, улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обогащают двигательный опыт детей. Эти упражнения способствуют укреплению нервной системы, благотворно влияют на соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, что создаёт у ребёнка уравновешенное нервно - психическое состояние.

2.Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к точным и чётким движениям, выполняемых в определённом ритме и темпе, а иногда и с музыкальным сопровождением.

3.Подвижные игры способствуют развитию инициативы, активности детей и являются наиболее эффективной формой работы по развитию движений. При проведении подвижных игр могут ставиться следующие задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитание ловкости движений.

У детей с речевой патологией мы часто наблюдаем нарушения двигательного порядка. Например, у заикающегося ребёнка не редко бывает нарушен ритм движений. Те насильственные движения в области речевого аппарата, которые возникают при заикании могут распространяться и на движение мышц лица, рук, ног и всего туловища.

У детей алаликов нередко отмечается слабая ориентировка в пространстве, нарушение координации движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать вялость движений, а иногда насильственные (гиперкинезы) или напряженные (спастические) движения. Вот почему в работе с детьми логопатами необходимо включать коррекцию их речевой и общей моторики. На занятиях обязательно нужно учитывать характерологические особенности этих детей. Каждый из них является маленькой самостоятельной личностью, поведение которой зависит от тяжести речевого нарушения. Поэтому, приступая к логоритмическим занятиям, логопед должен иметь полную характеристику на каждого ребёнка. Музыкальный работник и логопед работают в тесном контакте. При подборе материала для каждого занятия музыкальный руководитель должен учитывать корригирующее значение выбранных видов работы для тех дефектов, которые присутствуют при данном речевом нарушении. Немаловажно учитывать доступность этого материала в зависимости от степени задержки речевого и умственного развития. Подбор материала для каждого занятия должен согласовываться с этапами логопедической работы. От логопедических занятий не редко зависит не только содержание, но и направленность. Так, если музыкально – ритмические занятие перед логопедическим занятием, то задачей его является подготовка детей к речевому занятию, т.е. детей не следует перегружать новым материалом и возбуждающими играми. Когда музыкально- ритмическое занятие чередуется с логопедическим, тогда целесообразно подбирать такие упражнения, которые будут способствовать активному отдыху детей. В музыкально – ритмическое занятие, когда оно следует после логопедического, полезно включать побольше подвижных игр. Музыкально – ритмическое воспитание детей логопатов служит целям коррекции. Так, например, слушание музыки помогает воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающее действие на одних и поднимает тонус других.

Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление, по которому доносится звук, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. В работу по логопедической ритмике включаются упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, воспитание чувства музыкального ритма, речевые игры, пение. Основной принцип системы музыкально- ритмического воспитания заключается в тесной связи движения с музыкой. Музыка – как одно из наиболее доступных искусств с ее огромным эмоциональным влиянием, с ее богатыми средствами выразительности даёт возможность бесконечно разнообразить приёмы движений и характер упражнений. Гибкость системы позволяет найти её применение в разных областях и видоизменить её метод работы, в зависимости от потребностей данной области. Особенность методики заключается в том, что в упражнениях большое внимание уделяется слову. Музыка в данном случае используется для создания особого метода, направленного на исправление разнообразных форм речевого расстройства. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не только музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющей сохранить при этом принцип ритмичности в движениях. В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. На занятиях музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, т.е. музыкальный ритм является организующим моментом. Идейное содержание музыки, оттенки, темпе и и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповым расстройством речи, корригирующими часто с беспорядочным беспокойным характером движения. Таким образом, влияние музыки в упражнениях может служить целям воспитания в широком смысле слова. Значит, в основе первого метода логоритмики лежит принцип организованности, а в основе второго метода- стремление растормозить перенапряженный мышечный тонус. В основе третьего метода - развитие волевой сферы.

Логопедическая ритмика с детьми проводиться на специальных занятиях. Она может также входить элементами в логопедическое и воспитательское занятие. И в том и в другом случае формы ее разнообразны: отстучать определённый такт, изменить темп, характер или просто направление движения в зависимости от темпа или характера музыки, пения, мелодекламации, рассказывания стихотворений в сопровождении соответствующих движений, танцы, пляски, речевые игры. На логоритмических занятиях используются в основном игровые формы, чтобы вызвать больший интерес у детей и активизировать их.

Основным материалом по развитию чувства ритма в движениях являются танцы, хороводы и игры. Разучивание элементов танца непременно надо сопровождать счётом. А ещё полезнее выбирать танцы со словами, они помогут лучше прочувствовать ритм и запомнить последовательность движений.

Пример:
«Веселей танцуйте, ножки,
Раз, два, три, четыре, пять.
Громче хлопайте, ладошки,
Начинаем танцевать»
«Вправо, влево поворот,
А потом наоборот
Влево, вправо поворот…»(«Полька» С.Рахманинов)
Сделай ручкой хлоп, хлоп, хлоп,
Сделай ножкой топ, топ, топ («Полька» М.Глинка)

Также полезны игры без музыки и музыкальные: «Заинька, выходи», «Яблонька», «Скворцы и воробей» и другие. Когда движения детей будут отвечать предъявленным к ним выше требованиям, то их, как и музыку, можно использовать в работе над ритмом речи. Движения должны сочетаться с ритмико- словесным ударением стиха. Каждый шаг приходиться на ударный слог.

Пример:
«Ищут пожарные, ищет милиция
Ищут фотографы в нашей столице».
Или «По дорожке вдоль пруда
Я гуляю иногда»

Скачут на одной ножке, руки в стороны, изображая букву «Т», каждый скачок совпадает с ударением.

Буква Т
На тонкой ножке
Ловко скачет
По дорожке.
Подражают полёту птиц.
Я лечу, лечу, лечу,
Облететь весь мир хочу.
У меня на нитке
Письма и открытки.

Но мы должны всегда отдавать себе отчёт в том, в нашей работе важен не только практический материал, но и очень важна форма его подачи. В подаче важны хорошие словесные пояснения, четкость дикции, ясность изложения, увлекательность и доступность. Влияние упражнения зависит не только от существа его и его педагогической ценности, но и от умения подать задание в интересной форме, соответствующей возрасту ребёнка. Все дети и, конечно же, наши очень любят выполнять образные задания в игровом характере. Прыгают «зайчики», «мишки», «раскрыли крылышки как птички», - такие упражнения имеют всегда неизменный успех. Не меньшее удовольствие вызывает у детей процесс изображения какого-либо трудового процесса.

Пример:
«Пильщики»
Пили пила, пили живей,
Мы домик строим для зверей.
В нём серый зайчик будет жить
И с нами будет он дружить

«Плотники»
Молоточком я стучу (2 удара)
В стенку гвоздь вколочу (2 удара)
Гвоздь вбиваю сильней (2 удара)
Для картинки моей (2 удара)

Детская фантазия в этом направлении неисчерпаема, а иногда простое упражнение может обратиться в игру, не теряя своей ценности. Она же стимулирует ребёнка к выразительности движений. Можно привести ещё несколько примеров упражнений на координацию речи с движениями.

1.Один из детей - пастух, ходит среди ребят, расположившихся на лугу (полу). Пастух играет на дудочке и говорит:
«Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Я всё стадо стерегу.
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
На зелёном на лугу. (Роль пастуха исполняют поочерёдно )

2.Дети ходят по кругу на носках:
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я её не разбужу.

Словесный материал на логоритмических занятиях будет всегда служить практикой для введения приобретённых звуков в речь.

Не всегда следует доводить упражнение до совершенства. Этого не требуется, так как возобновляемые на следующих, а если нужно и на двух-трёх последующих занятиях, упражнения безусловно будут лучше и чище. Нужно терпеливо относиться к качеству выполняемых упражнений. Большую помощь может оказать метод вызова по одному, попарно или тех, которых хорошо покажут задание и смогут служить наглядным примером того, как следует правильно делать данное упражнение. Другим методическим приёмом служит соединение в пару успеваемых и неуспеваемых, младших и старших, более робких с более смелыми.

Логоритмические занятия следует проводить в виде увлекательной игры и соблюдать следующие принципы:

1.Систематичностию.
2.Переход от простого к более сложному, от знакомого к новому.
3.Планирование занятий.

В планировании занятий следует включать следующие виды работы:
1.Пение.
2.Вводные упражнения,
3.Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
4.Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
5.Упражнения, активизирующие внимания.
6.Упражнения, воспитывающее чувство музыкального ритма.
7.Игра.
8.Заключительные упражнения.

1.ЦЕЛЬ ПРИ ПЕНИИ - пение регулирует дыхание, развивает лёгкие, расширяет грудную клетку, помогает вырабатывать плавную и полнозвучную речь. В пении можно автоматизировать поставленные звуки, громко петь не нужно, лучше контролировать выразительность интонации. Кроме пения хором, можно петь отдельно, обращая внимание на артикуляцию. Слово вводится в пение. В выборе песни следует учитывать: СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКСТ ПЕСНИ, ТЕМП И ДИАПАЗОН, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ФРАЗ.

Песни желательно начинать с коротких фраз, а для заикающихся рекомендовано - слитное пение.

2.ЦЕЛЬ ВВОДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:
Даются легкие задания в виде маршировки, учат ходить по кругу. Ходить по одному, парами, соблюдая дистанцию, поворачиваться, ориентироваться в пространстве, ходить спиной по кругу, ходить наоборот, не сужая круга, строиться колонной(две колоны – поезда встретились и разошлись). Просто слушать музыку разного характера – не давая разъяснения. Под музыку можно шагать, показывать как летают птички в вальсе(кружатся, соблюдая ритм и характер музыки, движения)

В словесных упражнениях используют– расчет 1,2,3, по порядку. Дается автоматизированная речь.

3.ЦЕЛЬ УПРАЖНЕНИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС – даются упражнения на чередование напряжений и расслаблений под музыку. Этим способом ребёнок учится понимать, как управлять своими движениями. Улучшается осанка, походка, координация движений, равновесие. Здесь же фиксируется внимание на дыхание, но требуют, чтобы ребенок не выполнял упражнения с открытым ртом, не задерживал дыхание, не допускайте переход от бурных, активных движений, сразу к сидячим играм. Используют марш, чтобы отрегулировать дыхание.

4.Цель речевых упражнений без музыкального сопровождения:
Речевые упражнения – это своего рода физминутки, произношение в ритмизированном стиле. Стихи могут быть как в сочетании с движениями, так и без них. Используют наклоны, движения с лентами. При их выполнении используем стихи, согласно игре, движениям. Выбирается ведущий из детей.

5. Упражнения, активизирующие движения.
Цель упражнений, активизирующих внимания – направлены на стимуляцию внимания и памяти, на быстроту и точность реакции. Тренировка зрительной, слуховой и двигательной памяти.

6.Цель упражнений, воспитывающих чувство ритма –заострять внимание на эмоциональное содержание. Здесь передаем характер музыки, можно соотнести к игре. Плавно выполняют движения под вальс, маршируют как солдаты.

7.Цель игры: можно преследовать разные цели: подвижные игры с музыкой или без музыки, обязательно вводится речевой материал в виде отдельных слов или предложений. В игре воспитывать – выдержанность, чувство коллективизма, умение мириться с поражением.

8. Заключительные упражнения. Цель: ребёнок должен быть готов к следующему занятию, нужно постараться переключить его внимание.
Приёмы: прослушивания музыки, воспитание познавательных навыков, назвать имя композитора, раскрыть особенности этого музыкального произведения.

Литература:
Пунина З.Е. «Ритмика для детей с расстройствами речи и слуха»
Самойленко Н.С. и Гринер В.А. «Логопедическая ритмика»

Конспект занятия по логопедической ритмике.

Тема: «Каша из топора. Сказочное путешествие».

Логопедическое заключение . Общее недоразвитие речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Возраст. Подготовительная к школе группа.

Этап. Формирование первичных произносительных уме­ний и навыков.

Цель: Преодоление речевого нарушения путем воспитания и коррекции движения в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Коррекционные:

воспитание тормозных установок, координации, переклю­
чаемое, плавности движения;

перераспределение мышечного тонуса;

развитие и активизация внимания;

воспитание зрительно-пространственных ориентировок;

развитие речевого дыхания;

воспитание слитности и плавности речи;

воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;

развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, ди­намического слуха;

развитие координации речи, движения и музыки;

развитие общей и мелкой моторики, мимики.
Образовательные:

закрепление умений детей различать разный характер му­зыки и передавать его в движении и песне;

развитие чувства ритма, музыкального слуха;

расширение знаний детей о продуктах питания.
Воспитательные цели.

воспитание воображения, творческой активности и инициа­тивы;

развитие чувства коллективизма, взаимопомощи;

обучение умению подражать и перевоплощаться

Оборудование . Кубики, костюмы солдата, бабушки, камин, горшок, мяч, шнурочки, деревянные ложки, дорожки из мо­чалок, большая деревянная ложка.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Развитие зрительной ориен­тировки на говорящего. Развитие мелодичного и ритмического слуха.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Как вас всех зовут? Называйте свои имена и хлопайте в ладоши.

Дети. Да-ша. (Произнося каждый слог, один раз хлопают в ладоши.) Ма-шень-ка. (Хлопки в ладоши.)

Логопед. Ребята, а вы любите сказки?

Дети. Да, мы очень любим сказки.

2. Развитие оптико-пространственной ориентации. Уп­ражнение «Разминка».

Логопед. Хотите отправиться в сказку на волшебном по­езде?

(Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники», муз. М. Л. Старокадомского.)

Логопед. Раз, два, три - в сказку приехали мы.

(Появ­ляется Солдат, приветствует детей и приглашает всех в сказку «Каша из топора».)

Шел солдат с войны домой.

(Звучит «Марш», муз. Т. Н. Ломовой. Дети и Солдат идут друг за другом, маршируя.)

Логопед. Видите, впереди - широкая дорога, пойдем по ней за Солдатом! Встали парами, пошли!

(Дети идут парами под «Марш», муз. Н. Леей)

Логопед. Узкая дорожка на пути,

Нужно «змейкой» нам идти.

(Звучит «Змейка», муз. В. В. Щербачева. Дети идут «змей­кой» по залу.)

Логопед. Куст, пенечек впереди,

Их придется обойти.

(Звучит «Этюд», муз. Т. Н. Ломовой. Дети обходят кубики.)

Логопед. Низкие ветви на пути,

Под ними нужно проползти

(Звучит легкая музыка В. А. Моцарта. Дети ползут на чет­вереньках под дугами (4 дуги).)

Логопед. Небольшой ручеек

Нам дорожку пересек.

Выше ножки поднимайте.

И по камушкам шагайте.

(Звучит полька «Ручеек». Дети идут по дорожке из мочалок, высоко поднимая ножки)

3. Развитие координации пения с движением.

Логопед. Впереди видна река -

Глубока и широка.

Изготовить нужно плот,

По воде он поплывет.

Взял Солдат пилу и начал пилить бревна для плота. (Исполняется песня «Пила».)

Дети (стоят парами, двигают руками вперед-назад, имитируя движения пилой, и поют песню).

Запилила пила,

Зажужжала как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала.

Начинай сначала.

Не начнем сначала!

Логопед. Стал Солдат с бревен сучья срубать топором.

4. Регуляция мышечного тонуса. Упражнение «Топор».

Дети с напряжением поднимают руки, сложенные в «замо­чек», над головой, а потом опускают вниз, проговаривают «Ух!» и расслабленно качают руками внизу.

5. Развитие мелкой моторики.

Логопед. Решил Солдат шнурком бревна связать.

Дети (обматывают шнурком два пальца на левой руке и одновременно проговаривают стихотворение).

Вверх шнурок,

Вниз шнурок.

И еще, еще разок!

Логопед. Решил связать другие бревна. (Дети шнурком обвязывают два пальца на правой руке и повторяют стихотворение.)

Логопед. Готов плот! Взял Солдат шест.

6. Координация речи с движением.

Логопед. Деревянный этот плот Прямо к берегу плывет!

(Дети проговаривают слова вместе с логопедом и одновре­менно «отталкиваются палкой» - плывут.)

Логопед. Стоп! А вот и берег! Устал Солдат. Видит - стоит дом. Решил солдат постучать в дверь.

7. Развитие мелкой моторики, общих речевых навыков,
тембрового слуха. Пальчиковая гимнастика «Два солдата».

Логопед (читает текст и показывает движения, дети повторяют).

Стук в дверь:

Тук – тук.

«Кто там?»

Спросим у мамы:

«Что, дети?»

«Два солдата пришли переночевать»

«Спросите у папы».

«Что, дети?»

«Два солдата пришли переночевать»

«Пустите!»

«Входите!»

«Ах, какая благодать,

Что пустили ночевать!

Раз, два, три – входи!»

Ладони вместе, стучать ребром

ладоней по столу.

Стучать указательными пальцами, говорить низким голосом.

Стучать безымянными пальцами, говорить средним голосом.

8.Развитие слухового внимания.

(Входит бабушка-хозяйка.)

Солдат (кланяется, дети повторяют). Здравствуй, хозя­юшка!

Бабушка. Здравствуй, служивый!

Солдат. Хозяюшка, пусти переночевать.

Бабушка. Заходи, солдатик.

Солдат. А нет ли у тебя чего-нибудь поесть?

Бабушка. Нет, солдатик, самим есть нечего.

(Солдат и дети садятся на ковер.)

9.Развитие мимики.

Логопед. Понял Солдат, что жадная хозяйка. Вдруг уви­дел он топор и горшок и говорит…

Солдат. А хочешь, хозяйка, солдатскую кашу из топора попробовать?

Логопед. Удивилась хозяйка.

(Дети изображают удивление мимикой: раскрыли рот, брови приподняли.)

Бабушка. А разве можно кашу из топора сварить?

Солдат. Еще как можно. Принеси ты нам водицы. Нам водица пригодится.

10. Развитие артикуляторного аппарата.

Дети (повторяют вместе и индивидуально). С-с-с… Солдат. Чтобы кашу сварить, кашу надо посолить. Хо­зяюшка, принеси-ка соли.

(Бабушка приносит банку с солью.)

Логопед (имитируя движения). Соль берем, в котел кла­дем, остатки соли с ладошек стряхнем, а теперь сдуем. (Дети повторяют все движения за логопедом.)

11.Развитие дыхания. Упражнение «Соль на ладошках».

Дети стоят в кругу. Делают вдох и дуют на правую ладош­ку, на левую, затем на обе ладошки. По просьбе логопеда неко­торые дети выполняют упражнение индивидуально.

Солдат. Без крупы не выйдет каша.

Даст крупу хозяйка наша?

Бабушка. А какая тебе нужна крупа, солдат?

Солдат. Нам сейчас дети подскажут, какая нужна крупа для каши.

12. Развитие грамматического строя речи. Игра с мячом: «Какая?»

(Дети стоят в кругу. Солдат бросает им мяч и спрашивает: «Какая нужна крупа для каши?»)

Дети (ловят мяч и отвечают). Гречневая. Рисовая. Пше­ничная. Пшенная. Овсяная. Перловая. Манная.

Хозяйка. Вот тебе, солдат, манка.

Логопед. Манку, сахарок и маслице у хозяюшки берем. Все в котел кладем да песенку поем.

(Логопед раздает детям бутылки, в которые насыпана раз­ная крупа.)

13. Развитие чувства ритмического рисунка, развитие спо­собности выразить ритм в общей и мелкой моторике. Игра «Манка».

Дети (поют и одновременно в такт музыки трясут буты­лочками с крупой).

Манка, манка, молоко,

Манка, манка, сахарок,

Манка, манка, маслице,

Манка, манка, соль.

(Затем дети кладут бутылочки на пол, бегут по кругу на носочках под музыку.)

14. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Слу­шание музыки.

(Дети сидят в удобной позе на ковре.) Логопед. Пока каша подойдет, кот нам песенку споет! (На ширме сидит игрушка-кот, раскрывает рот. Звучит «Русская вечерняя колыбельная».)

Люди, люди, люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон.

Будут гули ворковать,

Будет Ваня крепко спать.

Будут гули говорить,

Будут Ванечку любить.

Полетят они в лесок

И найдут там колосок,

Станут кашку варить,

Станут Ваню кормить -

Белой кашкой с молочком

И румяным пирожком.

Логопед (делает глубокий вдох и говорит). Вкусно пахнет каша. (Дети повторяют.)

Логопед. Очень вкусно пахнет каша. (Дети повторя­ют.)

Логопед. Очень вкусно пахнет каша из топора. (Дети повторяют.)

16. Координация музыки, речи, движения, воспитание рече­вого акцента.

Логопед. Каша готова. А где же ложка?

Бабушка. Вот самая большая и красивая ложка.

Логопед. Бабушка, всем хочется рассмотреть ложку.

Дети (под музыку Т. Н. Ломовой «Мелодия» передают друг другу ложку). Возьми, Даня, возьми, Лиза, возьми, Даша

Логопед. Это ложка для Солдата.

Эти ложки вам, ребята!

17. Координация музыки, движения и речи.

(Исполняется композиция «Как у наших у ребят» (автор неизвестен).)

Как у наших у ребят

Застучали ложки в лад -

Туки-тук, (стучат ложками)

Ай-люли! (стучат по коленкам)

Всем нам нравятся они.

Щи да каша -

Пища наша. (2 раза)

После щей и после каши Дети ели простоквашу.

Ели, ели, ели, ели,

Не худели, не толстели.

Ели, ели, ели, пили,

Две недели сыты были.

(В такт песне дети стучат деревянными ложками.)

18. Организация окончания занятия.

Снятие эмоционально­го излишнего возбуждения, переключение на другой вид деятель­ности.

Солдат. Вот и сказке конец. Пора нам с вами из сказки домой возвращаться. Попрошу я вас, друзья, сказку, в которой мы с вами побывали, для меня нарисовать. До свидания! Буду ждать ваших рисунков. (Уходит под музыку Н.Леви «Марш». За ним следом убегает бабушка.)

Логопед. Ребята, вы запомнили название сказки, в какой мы побывали?

Дети. «Каша из топора».

Логопед. Какая была хозяйка?

Дети. Хозяйка была жадная, скупая, алчная.

Логопед. А Солдат?

Дети. Солдат был смешливый, находчивый, смышленый, догадливый, сообразительный, понятливый

Логопед. Из чего солдат кашу сварил?

Дети. Из манки, воды, молока, масла, сахара, соли.

19. Отражение лексической деятельности в изобразитель­ной деятельности, закрепление пройденного материала.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка и приглашает детей отправиться в группу рисовать сказку. Дети уходят из зала без музыки.


Top