Как выглядит вологодское кружево. Вологодское кружево: азы удивительного искусства


1. ВОЛОГДА - ГОРОД КРУЖЕВНОЙ.

Вологда (ровесница Москвы) основана в 1147 году в 450 км к северу от российской столицы и расположена на обоих берегах реки Вологда, давшей имя будущему городу. «Вологда» можно перевести с угро-финского как «белая (чистая, прозрачная) вода».

Путь на Вологду из Москвы лежит через Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов-Великий, Ярославль и Данилов. Двигаясь далее на север, можно добраться до знаменитых Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей.

В Вологде известно более двухсот памятников истории, архитектуры и культуры. Забавно, что сохранившиеся деревянные дома часто украшены резьбой и декоративными элементами, напоминающими деревянное кружево.

На фото: Деревянное здание вологодской библиотеки. Фото 2013 года.

2. КАКОЕ ОНО, ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО?

Главным отличительным признаком Вологодского кружева является хорошо узнаваемый крупный узор, выплетаемый утолщённой нитью (сканью) в виде плавно изгибающейся («виляющей») ленты-полотнянки. Широкие ленты чередуются с участками прозрачного узорчатого плетения.

Часто используется орнамент растительного происхождения. Скань обычно белая, реже цвета неотбелённого льна или черная. Для создания рисунка используются изображения вееров, гребешков, цветов, деревьев, птиц.

Различают два вида Вологодского кружева. В первом случае элементы крупного основного рисунка из «полотнянки-вилюшки» примыкают друг к другу. Незначительные пустоты между ними заполняют косые диагональные сетки.

Во втором, более распространённом варианте, прозрачные участки с решётками из «паучков», насновок и плетешков играют не менее важную роль, чем основной рисунок, оттеняя и подчёркивая его динамичные изгибы.

3. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?

Для плетения Вологодского кружева потребуется плотно набитый цилиндрический валик-подушка ("куфтырь"), наполненный сеном, соломой, опилками и т.д., технический рисунок кружева на плотной бумаге («сколок»), коклюшки (вытянутые деревянные «катушки» особой формы с нитью) и комплект булавок.

Сначала сколок-рисунок закрепляется на валике. В элементы рисунка на бумаге втыкаются булавки. Кружевница перекладывает из руки в руку коклюшки с натянутыми нитками, обвивая закрепленные в точках рисунка булавки. По мере завершения элемента кружева, булавки переставляются в следующие точки рисунка.

По технике плетения различают численное, парное и сцепное кружево.

Численое кружево - самое простое. Выполняется даже без использования рисунка небольшим количеством коклюшек.

Парное - самое сложное вологодское кружева плетется по сколку большим количеством пар коклюшек - до нескольких сотен пар! Как в них можно не запутаться, непосвящённому зрителю совершенно непонятно... При его изготовлении, фон и узор выплетаются одновременно.

Сцепное вологодское кружево требует не более 6...12 пар коклюшек (что очень облегчает жизнь мастерицы). Готовые элементы сплетают («сцепляют») между собой при помощи, например, вязального крючка. Таким способом создают огромные скатерти или панно, над которыми одновременно работают десятки мастериц.

4. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

Считается, что слово «кружево» образовано от слова «окружать», т.е. украшать по кругу края текстильных изделий декоративной отделкой.

Техника кружевоплетения появилась в Вологодской области не позднее XVII века и была заимствована у кружевниц Италии и Фландрии (территория современных Нидерландов, Бельгии и Северной Франции).

В качестве самостоятельного промысла возникновение Вологодского кружева относят к началу XIX века. Примерно в это время в ряде помещичьих усадеб Вологодчины местные мастерицы начали плести ажурные украшения к одежде, подражая европейским кружевницам.

В крупных усадьбах создавались целые «кружевные фабрики», производившие продукцию для поставки в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города.

Постепенно техника кружевоплетения перенеслась и в крестьянские семьи, превратившись в народный художественный промысел.

Перед революцией в Вологодской губернии насчитывалось около 40"000 кружевниц.

5. МУЗЕЙ ВОЛОГОДСКОГО КРУЖЕВА.

В 2010 году в особняке Сорокина-Брянчанинова (XVIII в.) с выходом на Кремлёвскую площадь, был открыт Музей кружева.

В экспозиции музея наглядно представлены все этапы зарождения и развития кружевоплетения Вологодского края и мировые тенденции развития этого промысла с конца XIX по начало XXI века.

В августе 2013 года на пути в Ферапонтово мы на несколько дней остановились в Вологде. Одним из первых посетили Музей кружева с его богатейшей коллекцией знаменитого Вологодского кружева и тончайших европейских кружевных изделий с золотыми и серебряными нитями.

Фотографировать в Музее кружева было запрещено, поэтому сделать памятные фото и познакомиться с работой кружевниц нам посчастливилось только в салоне-магазине кружевной фирмы «Снежинка».

В 2015 году вологодский Музей кружева по отзывам посетителей экспозиции вошел в десятку лучших музеев России.

Ознакомиться с работами вологодских кружевниц можно и в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства,

6. ВЫСТАВКИ И НАГРАДЫ

Вологодские кружевные изделия не раз получали первые места на международных выставках в Париже и Брюсселе.

Неоценимый вклад в сохранение традиционных и создание новых узоров для кружев внесла потомственная кружевница Вера Дмитриевна Веселова (1919-2006), работавшая долгое время главным художником кружевного объединения «Снежинка», а также её дочь, Надежда Валерьевна.

Отрадно отметить, что на Выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья-2017. Зимняя сказка» в московском Экспоцентре на Красной Пресне в декабре 2017 года вологодцы снова оказались на высоте.

По итогам конкурса в рамках выставки, кружевной зонт работы вологжанки Нины Сумароковой, студентки Губернаторского колледжа народных промыслов, занял почётное третье место.

7. КРУЖЕВО В ПОДАРОК.

Хотите подарить необычный подарок ручной работы, профессионально выполненный в лучших традициях народных художественных промыслов? Не тот, дискредитировавший себя "hand made", грубо изготовленный неумелыми руками и продающийся в местах скопления туристов по всему миру.

Подарите настоящее изделие из Вологодского кружева, выплетенное руками кружевниц на тихонько постукивающих деревянных коклюшках, точно так, как делали это их бабушки, и прабабушки...

В интернет-магазине ООО Вологодская кружевная фирма «Снежинка» ценовой диапазон подарков из кружева очень широк: можно приобрести кружевной воротничок за 2"640 руб, а можно купить жакет-болеро «Тюльпан» ручной работы за 170"000 руб.

Более того, можно включить фантазию и заказать изделие со своими пожеланиями и получить, к примеру уникальное кружевное панно с логотипом вашей компании.

В сувенирных магазинах при музеях иногда можно найти небольшие, но очень выразительные фрагменты или законченные изделия из Вологодского кружева ручной работы, размещенные на контрастном фоне в рамочке под стеклом.

Выбирайте, заказывайте и дарите дорогим вам людям настоящее!

8. ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО - НМПТ №3.


ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Номер заявки: 93042565

Дата государственной регистрации: 25.05.1994

Указание товара:
Кружева, занавеси, покрывала, салфетки, скатерти, дорожки, полотенца, воротники, вставки, жилеты, блузы, манишки, косынки, манжеты, манто, пелерины, шарфы, галстуки, палантины, накидки, перчатки, платья-фартуки, шали, костюмы, жабо, закладки для книг кружевные. Вологодское кружево обладает высокой художественностью, выразительностью форм, строгим ритмом, декоративным богатством и совершенством техники исполнения. Для изготовления кружева используют льняные, шелковые, металлические, хлопчато-бумажные нити. В вологодском кружеве используются два вида техники плетения: парное и сцепное. Наиболее характерные узоры вологодских парных кружев строятся из повторяющихся в спокойном ритме четких, простых геометрических форм. Узоры кружев состоят из вписанных в ромбические формы прозрачных паучков, различных решеток, сеток, которые сочетаются с треугольниками или зигзагообразными мотивами более плотного плетения. Встречаются также круглые, реже овальные формы, заполненные звездочками, розетками, цветочными венчиками. В орнаменте вологодских сцепных кружев представлены старинные характерные мотивы: цветы с пятью и семью лепестками, крупные многолепестковые цветы, похожие на подсолнечники, и цветы, заключенные в круг или овал, листья разнообразной формы - то скромные трехлистники, то большие, напоминающие папоротник. Для вологодского кружева характерна и тема зимы, зимнего леса, снежинок. Рисунок кружева выполняют плотной полотнянкой со сканью или без нее, часто полотнянка переходит в сетку, что придает рисунку легкость, ажурность. Узоры вологодского кружева имеют плавные, мягко изогнутые линии, симметрично расположенные мотивы или раппопортно повторяющиеся элементы. Растительные, цветочные композиции или сюжетные сцены четко выделяются на легком ажурном фоне плетешковых решеток, отвивные петельки придают кружеву воздушность, а плотные насновки и паучки создают декоративность. Богатейшие орнаментальные традиции северного края способствовали формированию своеобразного изобразительного языка вологодского кружева. Вологодское кружево отличает особая элегантность, поэтическая образность, удивительная пластика орнаментов и их напевность.

СВИДЕТЕЛЬСТВО 3/2

Номер регистрации наименования места происхождения товара: 3

Номер свидетельства на право пользования: 3/2

Номер заявки: 200672522

Дата регистрации: 02.07.2007

Дата истечения срока действия свидетельства: 01.09.2016

Наименование места происхождения товара:
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Обладатель свидетельства:
Закрытое акционерное общество Вологодская кружевная фирма "СНЕЖИНКА", 160012, г. Вологда, ул. Козленская, 119-а (RU)

Указание товара:
Кружева


г. Вологда

Продление срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара

Обладатель(и) свидетельства:
Общество с ограниченной ответственностью Вологодская кружевная фирма "Снежинка", 160012, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Козленская, д.119, корп.А (RU)

Дата, до которой продлен срок действия свидетельства: 01.09.2026

Дата внесения записи в Государственный реестр: 17.02.2017

СВИДЕТЕЛЬСТВО 3/3

Номер государственной регистрации: 3

Номер свидетельства: 3/3

Номер заявки: 2012743898

Дата государственной регистрации: 14.02.2014

Дата истечения срока действия свидетельства: 06.12.2022

Наименование места происхождения товара:
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Обладатель(и) свидетельства:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодская кружевница", 160012, Вологодская область, г. Вологда, Советский пр-кт, 135Б (RU)

Указание товара:
Кружева, кружевные изделия

Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта):
город Вологда

По вопросам регистрации НМПТ обращайтесь
к патентному поверенному РФ, рег. № 498

Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда - Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э.Я. Хумала, В.В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В.Д. Веселова и В.Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.

Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, - все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.

Многообразно творчество В.Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой - скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.

Свое название вологодское объединение получило в 1964 году по скатерти «Снежинка» еще одной выдающейся кружевницы - В.Н. Ельфиной. Ее творчество тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.

Вологодское кружево сегодня - это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства. Вологодская кружевная фирма «Снежинка» - постоянный участник международных и российских выставок. Фирма сотрудничает с отечественными и зарубежными партнерами. Важнейшей стороной творчества художников промысла является создание произведений для музеев и выставок. Это, главным образом, панно, занавеси, скатерти. Сегодня с полным правом можно утверждать, что вологодское кружево достойно входит в мировую сокровищницу кружевного дела.

То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы…
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.

Наталия Борисова

«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы рождались у вологодских мастериц. Из века в век создавалась история промысла, руками кружевниц выплеталась его судьба, его красота… Сегодня вологодское кружево не нуждается в особом представлении: его любят, им по-прежнему восхищаются. Кружевные произведения покоряют красотой ажурных переплетений, лёгким ритмичным узором, воплощением поэтических образов. Вологда была и остаётся центром кружевоплетения - «столицей русского кружева».

Для многих талантливых людей вологодская земля стала второй родиной, местом, где проявились и утвердились они как творческие личности. Одной из них была и Виктория Ельфина (1930–1998) - заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии имени И. Е. Репина. Она родилась в посёлке Кузьминки Московской области. В 1952 году закончила Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина и, получив диплом художника народных промыслов по кружевному производству, по распределению приехала на Вологодчину. С тех пор Виктория Николаевна уже не мыслила себя вне вологодского промысла, да и кружевную Вологду уже невозможно представить без произведений этого выдающего мастера.

Виктория Николаевна Ельфина (1930–1998) - Заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии им. И. Е. Репина

К числу лучших произведений Виктории Ельфиной бесспорно относят знаменитую кружевную скатерть «Снежинка» (рис. 1959 г.). Четыре месяца трудилась Ельфина над техническим рисунком будущего кружевного изделия, да ещё два месяца 25 кружевниц выплетали небывалую по тем временам трёхметровую в диаметре льняную скатерть. А сколько узоров перебрала, сколько снежинок разглядела, прежде чем из десятков созданных рисунков выбрала один единственный, тот самый «морозный узор»?

И, действительно, скатерть эта будто соткана из множества разнообразных по рисунку снежинок. Глядишь на неё, и, кажется, мороз разгулялся, снежный, пушистый. Сама природа отбелённого льна, получившего название «северного шёлка», напоминает об удивительной северной чистоте снега. Недаром в языке существует образное выражение кружева - «застывшие краски северной зимы», а на ум приходят такие поэтические строки: «Нитка с ниткою сплетается, кажется, сама зима выплетает вологодские, как снежинки, кружева…» (Лариса Моисеенко).

Фрагмент кружевной скатерти «Снежинка»

Эта скатерть восхищала тысячи людей в самых разных городах мира - на представительных выставках в Генуе (Италия), Познани (Польша), Измире (Турция), Дамаске (Сирия), Утрехте (Нидерланды), Монреале (Канада), Париже (Франция), Пловдиве (Болгария), Спокане (США), Осаке (Япония). 13 (!) точных копий знаменитой «Снежинки», выполненные в разные годы под заказ, хранятся сегодня в крупнейших музеях страны и мира.

Кружево является одним из самых удивительных творений человеческой фантазии, которое зародилось как вид декоративного украшения тканевых изделий, а со временем обогатило сферу искусства, поразив человека роскошью замысловатых переплетений и ажурных узоров. Не так давно одна из наших статей была посвящена , сегодня же мы расскажем вам об одном из видов русского кружева – вологодском кружеве, которое плетут на коклюшках (деревянных палочках).

Вологодское кружево сочетает в себе аристократическое изящество и народную самобытную красоту. Большое влияние на развитие орнаментального искусства кружевоплетения оказали старинные , орнаменты ткачества, узоры резьбы по дереву. Особенно это касается ажурного кружева «вологодское стекло» или «вологодское окно» с многообразными «паучками» и «снежинками» на сквозном фоне. Нужно отметить, что изначально кружево плели не на коклюшках, а вышивали - нечто на манер современной вышивки-ришелье. Такой вид кружевоплетения бытовал в основном в Вологодском уезде, и именно здесь впоследствии коклюшное кружевоплетение, как промысел развивалось особенно интенсивно. Поэтому немудрено, что за кружевом закрепилось название «вологодское».

Кстати, под названием «вологодское кружево » в былые времена очень часто подразумевали русское вообще. А ведь между тем орловские, тверские и рязанские мастера создавали великолепные работы исключительной красоты, и могли в полной мере оспаривать первенство у Вологды, однако история распорядилась иначе.

История создания вологодского кружева


Слово «кружево» произошло от «окружать» - украшать красивой отделкой края тканевых изделий. Вологодское кружевоплетение зародилось в XVI-XVII веках, а немного позже стало народным промыслом. Ученые считают, что кружевоплетение, как вид , берет свое начало во Фландрии, Европе и Италии, откуда его и завезли в Россию иностранные купцы.

Если в основной своей массе русское кружево было цветным или же имело цветную обводку сканью, то вологодское практически всегда было белым. В виде исключения мастерицы изготавливали полностью цветное с металлической сканью. Изначально здесь не было места разнообразию используемых материалов, хотя, со временем мастерицы внесли в свои кружевные узоры кое-какие изменения. Для плетения вологодского кружева использовалась льняная пряжа домашнего изготовления – качественная, но не тонкая. Поэтому вологодские изделия, в отличие от многих заморских, выполненных из чрезвычайно тонких нитей, славились своей прочностью.

Помимо пряжи для изготовления кружева использовали валик или куфтырь, березовые или можжевеловые коклюшки, различные булавки и узор на бумаге или сколок , который придумывали местные мастерицы. В самой Вологде кружевницы плели более сложные кружева: целые предметы гардероба или широкое мерное кружево до 40 см шириной, для создания которого требовалось до 300 пар коклюшек и наличие отменного мастерства.

Многих удивляет, что такой изысканный вид , как кружевоплетение зародился именно на севере нашей страны, в Вологде, однако это нетрудно объяснить развитым в тех местах льноводством и наличием торговый путей «север-юг», которые постоянно приносили в жизнь местного населения веяния иноземной моды.

Как промысел вологодское кружевоплетение появилось в начале XIX века – в помещичьих имениях близ Вологды крепостные крестьяне стали выплетать отделки к белью и одежде «как в Европе». В эти времена многие крупные помещичьи усадьбы являлись обладателями кружевных фабрик, которые поставляли свою продукцию во многие крупные города (Москва, Санкт-Петербург и др.). Здесь можно выделить фабрику помещицы Засецкой, находящуюся недалеко от Вологды в селе Ковырино, работники которой выплетали особо тонкое, но при этом прочное . Также можно выделить деревню Чирково, что располагалась напротив Усть-Кубенского района, где мастерицы занимались строчевыми работами – своеобразный гибрид вологодского кружева и вышивки, предположительно возникший из-за того, что к кружевницам случайно попала жить вышивальщица.

Со временем искусство кружевоплетения переселилось в крестьянскую среду и постепенно переросло в разряд . Существуют следующие данные: если в Вологодской губернии в 1893 году кружевоплетением занимались 4 тысячи мастериц, то в 1912 году – это было уже 40 тысяч мастериц. В связи с таким стремительным развитием в Вологде в 1928 году была открыта профессиональная школа кружевниц, затем в 1930 году был основан Вологодский кружевной союз, а в 1935 году при Вологодском кружевосоюзе была создана целая художественная лаборатория. Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды на различных международных выставках. Кроме того, в Вологде существует музей вологодского кружева, экспозиционная площадь которого составляет 600 кв.м., где представлено более 500 предметов, которые как нельзя лучше расскажут вам об основании и развитии вологодского кружевоплетения.

Основные особенности вологодского кружева

Главной отличительной чертой является неповторимый крупный узор, вывязываемый толстой сканью (утолщенной нитью) в виде сплошной полотнянки (ленты-полосы полотняного плетения), расположенной на фоне узорчатого плетения. Как правило, скань белая, но в некоторых случаях используют и цветную. Чаще всего мастерицы используют растительный орнамент, но иногда он может иметь вид таких известных предметов, как гребешки, веера или подковки.

Наиболее распространенный характер имеют выразительные формы узоров с основным мотивом пяти - семилепесткового округлого цветка. Такие цветы могут использоваться сами по себе или же украшать раскидистые кусты и могучие деревья. Среди пышных форм фантастически цветущих деревьев и кустов на вологодском кружеве можно часто встретить изображения птиц – сказочных петухов и пав.

Существует два типа вологодского кружева . В первом варианте оно представляет собой без решеток, в котором узоры из полотнянки вплотную примыкают друг к другу, и лишь в нечастых просветах можно увидеть сетку в виде косых диагональных клеток из насновок (небольших овальных или квадратных плотных форм) и плетешков (шнурков).

Второй вариант вологодского кружева, изделия из которого в последние годы особенно популярны, - кружево, в котором прозрачные решетки играют такую же роль, что и плотный орнамент. В таком кружеве органично сочетается густой узор из полотнянки с ажурными решетками из «паучков», плетешков и насновок. Узорные решетки особым образом подчеркивают округлые движения полотнянки-вилюшки, добавляя узору дополнительный декоративный эффект. При этом толстая белая скань, которая введена в полотнянку, еще больше усиливает своеобразный монументальный узор вологодского кружева.

Как изготавливают вологодское кружево

Для плетения изначально на плотную бумагу (сколок) наносят технический рисунок. Затем сколок закрепляют на мягкой подушке-валике. В старину такие подушечки набивали сеном или опилками. Рисунок на сколок наносится линиями и точками, в которые вертикально втыкают булавки. Вологодское кружево плетут коклюшками, на которые намотаны нитки. Мастерица перебрасывает коклюшки в руках, обвивает булавки нитками, и по мере выполнения рисунка переставляет булавки в другие точки.

По технике плетения вологодское кружево бывает трех основных видов: численное, парное и сцепное.

Численное кружево – самый простой вид вологодского . Оно выполняется без рисунка, техника его изготовления сводится к строгому подсчету нитей. Также при изготовлении численного кружева используют небольшое количество коклюшек, всего до нескольких пар.

Парное (многопарное) вологодское кружево является одним из самых сложных видов кружева, которое плетется по сколку. При его изготовлении используют большое количество коклюшек, порой это число достигает 300 пар.

Сцепное вологодское кружево также плетется по сколку, при этом используется от 6 до 12 пар коклюшек одновременно. Основным элементом сцепного кружева является полотнянка или вилюшка, изгибы которой вырисовывают формы кружевного узора. Основная часть поверхности выглядит, как легкие сквозные решетки. Нужно отметить, что основное отличие сцепного кружева от парного заключается в том, что в парном фон и узор выплетаются одновременно, а в сцепном их сплетают между собой с помощью тамбурного или вязального крючка.

В вологодских кружевах сочетаются шелковые, льняные и металлические нити. В старинных кружевах решетки были довольно простыми и имели вид диагонально пересекающихся под прямым углом нитей. Сегодня же, как отмечает , можно встретить сложноузорные решетки с самыми разнообразными сочетаниями узоров и рисунков, как говорится, на любой вкус.

Когда произносят слово «вологодское», чаще всего возникает ассоциация с кружевом. И это вовсе не случайность. Вологодское кружево для настоящих ценителей роскоши означает изящество и красоту, и все благодаря ажурному воздушному узору, который рождается в руках настоящих рукодельниц.

Что такое вологодское кружево

Вологодским называется разновидность русского кружева, плетенного на коклюшках. Готовое кружево четко можно разделить на основной узор и фон. Основной орнамент (контур) выполняют крупным, делая его плавной формы. Линию ведут непрерывно ровную по ширине на всем кружеве.

Изделие из вологодского кружева

Для изготовления потребуется:

  • подушка-валик;
  • коклюшки (можжевеловые или березовые);
  • булавки;
  • сколок.

Процесс плетения

К сведению! Происхождением слово «кружево» обязано глаголам «окружать» и «украшать». Украшали нарядным орнаментом края одежды (например, круглые воротники) или другого изделия. Для плетения используют большое количество нитей, иногда до 100 одновременно. Чаще всего это лен, хлопок, но бывают и уникальные изделия, в которых переплетены шелковые золотые и серебряные нити.

Украшают не только одежду, еще и постельное и столовое белье, дамские сумочки, а также шарфы, броши и косынки. Современные модницы украшают им даже валенки.

История искусства

Есть версия, что центрами кружевного искусства были Италия и Фландрия, и именно оттуда оно попало в остальные страны. Плетением на Руси издавна занимались женщины всех сословий: знатные дамы и простолюдинки плели ажурные узоры. Первые упоминания о кружевоплетении в России относятся к 16-17 в., но только после 1820 г. оно приобрело характер художественного промысла.

Почему именно в Вологде было отмечено возникновение этого народного промысла? Скорее всего причиной стало развитое льняное хозяйство в этих местах, поэтому местные мастерицы не испытывали трудностей в наличии материала. Кроме того, через эти районы проходили торговые пути, благодаря чему и получило ремесло из Европы такую известность.

Именно около Вологды в 1820 г. появилась первая фабрика, выпускающая кружево. На ней работали тысячи работниц - крепостных девушек. Позднее фабрики стали появляться в каждом уезде губернии. Эти фабрики стали основными поставщиками кружева в столицу страны Санкт-Петербург и Москву.

При этом для каждого уезда были характерны свои особенные узоры и способы плетения. В середине 19 в. А. Ф. Брянцева со своей дочерью Софьей создали свой особый кружевной вологодский узор, уникальный по орнаменту и рисунку. Впоследствии они научили этому ремеслу несколько сотен человек.

Обратите внимание! Самый расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Кружевницы закупали себе необходимые инструменты для работы, это было относительно недорого. Зарабатывали они до 20 дореволюционных руб. в год, но и работали, не поднимая головы, до 16 ч. в сутки. Обучение девушек начинали с пяти лет. Появлялись целые династии мастериц кружевниц.

Вологодские кружева получили международные награды:

  • золотая медаль на Парижской выставке декоративных искусств в 1925 г.;
  • гран-при в Париже в 1937 г.;
  • золотая медаль в Брюсселе в 1958 г.

В 1960 г. основано Вологодское кружевное объединение «Снежинка», ведущим художникам которого в 1968 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Репина.

В 2010 г. на родине кружева в г. Вологда основан Музей кружева, который разместился в историческом здании 19 в. Экспозиция включает в себя выставочные залы, кружевное кафе, учебный класс, в котором обучают мастерству кружевоплетения. На втором этаже расположено восемь залов, в которых в хронологическом порядке представлена история появления знаменитого кружева.


Музей в г. Вологда

Типы сколочного кружева

Для создания вологодского кружева нужно разработать сколок - схему или трафарет узора, которое называется сколочным. По технологии создания бывает двух типов:

  • парное - самое сложное. Для него основной узор и фон плетутся одновременно, парой, позволяя получать длинные полосы кружев, которые затем отмеряли и разрезали. При создании кружева такого типа число коклюшек достигает до 300 пар;
  • сцепное - основные элементы узора выполняются в виде тесемки, называемой «вилюшкой», а затем соединяются между собой вязальным крючком, образуя решетку. Число пар коклюшек колеблется в среднем от 6 до 12.

Сцепное кружево

Техника плетения

Для создания качественного изделия нужно тщательно и ответственно пройти все стадии создания кружева. Краткий перечень этапов:

  • Самым первым этапом является создание сколка - рисунка будущего изделия. Это очень ответственный процесс, который доверяют только проверенным мастерам своего дела, профессиональным художникам. Рисунок наносится на картон или плотную бумагу точечно с прорисовкой черточек - зигзагов. Бумагу закрепляют на валике. Валик должен быть плотным, чтобы рисунок крепко прилегал, и изделие получалось ровным и красивым. На сколке точками отмечаются места для накалывания булавок.
  • Наматывание нитей (льняных, хлопковых) на коклюшки, при этом они еще и соединяются парами.
  • В отмеченных на сколке местах накалывают булавки. Они располагаются в характерных точках узора, служат каркасом.
  • Когда готовы булавки и нити, мастерица начинает перебрасывать в руках коклюшки с нитями, тем самым оплетая булавки.
  • По мере выполнения рисунка булавки переставляют в другое место.

Сколок для кружевоплетения

Важно! Квалификация мастера должна быть такой, чтобы при взгляде на рисунок (сколок) как на план будущих работ она сразу понимала, сколько потребуется коклюшек, какие техники плетения необходимо применить, будет ли местное утолщение нити. Такой вот инженерный подход необходим для создания уникального узора.


Плетение кружева

Элементы узора

Самый главный узор вологодского кружева - снежинка. Возможно, что именно эти символы вологодской зимы легли в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера.

Очень часто в работе используют природные, растительные узоры. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом, используя соответствующий узор.


Салфетка с узором из дубовых листочков

Узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье. Узор в виде колоска привлекал к владельцу кружева достаток и успех.


Кружевная царевна-лебедь

Оперение птиц также служит отличной моделью для украшения: лебедь означает целомудрие, чистоту; птица феникс приносит удачу; павлин часто появлялся на кружевах по заказу знатных особ.


Кружевная кошка

Геометрические узоры, священные храмы, фигуры всадников и девушек в кокошниках, животные (кошки, собаки, олени) - все, что окружает человека, становится узором.


Кружевной трактор

В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. Для пропаганды советского строя использовались даже такие изящные вещи. Очень удачное решение, поскольку вологодские кружева пользовались популярностью во всем мире.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Кружево можно не только сплести, но и нарисовать. Простой узор для сколка сможет нарисовать даже ребенок, главное, объяснить основные принципы.

Для самостоятельной работы лучше начать с простого изделия, например, сделать сколок для квадратной салфетки. Для рисунка нужно взять картон, лучше белый, не очень плотный. Рисовать для новичка лучше простым карандашом, затем обвести черной гелиевой ручкой или чернилами. Сколок делается в натуральную величину будущего изделия. Для начинающих мастеров кружевного дела не лишним будет воспользоваться миллиметровой бумагой, на ней узор можно прорисовать более детально.

Сначала следует нанести на лист линию, которая без пересечений образует непрерывный узор. Потом наносится вторая линия, которая повторяет все изгибы первоначальной. Между ними наносят ломаные линии, повторяющие движение коклюшек, и точки, в которые воткнутся булавки.


Сколок бабочки, выполненный своими руками

Кружево называют замороженной песней. Изящные сплетения нитей образуют лирические и нежные образы, в которых отражается душа создателей. Для создания уникального узора нужны сноровка и многолетний опыт, причем начать плетение никогда не поздно!


Top