Кризис пяти лет у детей – что делать родителям. Безболезненное преодоление кризиса пяти лет у ребенка: советы психолога, мнение доктора Комаровского Кризис 5 летнего возраста у ребенка

Кризис 5 лет – самый многогранный, его границы размыты настолько, что иногда родители могут не заметить его начало и конец. Есть мнение, что кризис 5 лет у ребенка виден лишь тогда, когда в отношениях между родителями есть сложности, выносящиеся в поле зрения ребенка. Не важно, выносятся ли они в виде эмоциональных выяснений отношений или в виде молчаливого хронического напряжения – ребенок все равно его увидит и «отзеркалит» по-своему.

Признаки кризиса:

  • Ребенок внезапно проявляет раздражительность, может разозлиться и капризничать из-за пустяка.
  • Эмоциональный всплеск по силе и содержанию может быть намного сильнее раздражающего стимула.
  • В разговоре манерничает и кривляется, часто примеряет на себя роль шута. Ребенок может заиграться настолько, что его поведение станет неузнаваемым.
  • Может появиться неуверенность в себе и боязнь простых вещей. В более сложном случае могут проявляться фобии и первые разновидности девиантного поведения.

Что происходит с ребенком?

Если развитие проходит нормально, то в возрасте 5 лет ребенок может четко и доступно сформулировать свои желания и хорошо умеет разговаривать. Ребенок хочет и пытается быть «большим», активно старается подражать взрослым. Много подглядывает и подслушивает за ними, активно стремится играть с другими детьми. Развивается кора головного мозга, ребенок учится различать и контролировать эмоции. Ребенок начинает осознавать свой пол и отличие от другого пола. Начинает фантазировать, и его представления и мнение о жизни меняется.

В этом возрасте полнее всего проявляется данный от рождения характер. Если ранее ребенок нуждался в постоянном одобрении со стороны взрослых, то сейчас начинает замыкаться в себе.

Как надо вести себя с ребенком?

  • Важно дать понять ребенку, что вы относитесь к нему серьезно, общайтесь как с равным. Уделяйте ему внимание, играйте и веселитесь с ним, ведите себя как маленький.
  • Старайтесь давать еще больше самостоятельности и не показывать свою тревогу за него.
  • Привлекайте ребенка к выполнению «взрослых» дел. Понемногу перекладывайте на него некоторые дела и обязанности.
  • По возможности желательно не вмешиваться в дела ребенка, если он не просит помощи. Старайтесь не оберегать ребенка от сложных действий, как раньше – ребенку следует понять последствия своего поведения или непослушания.
  • Хвалите и поддерживайте ребенка. Не обращайте внимания на капризы, кривляния и взрослые манеры поведения ребенка. Если на таком поведении не концентрироваться и не умиляться – оно не станет нормой.
  • И самый важный совет психолога при кризисе 5 лет у детей – любите ребенка. Станьте достойным примером для своего ребенка.

Как не надо вести себя с ребенком?

  • Не стоит ругать ребенка, не показывать ему грубость в словах, он и так готов замкнуться в себе. Лучше объяснять ему, как надо себя вести.
  • Не подавайте пример насилия. Если ребенок проявил грубость – не спешите ругать и тем более шлепать. Лучше объяснить, что таким поступком он обижает своих близких. Лучше какое-то время не разговаривать с ним, чтобы дать понять, как вы обиделись, чем серьезно наказывать.

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.

Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.

Кризисы раннего детства – это своеобразный скачок в развитии, переход ребенка на новый уровень психического взаимодействия с миром. Взросление происходит не в один день, поэтому нет четкой границы, когда ребенок начинает осознавать себя как единое целое, как личность, свой пол, расовую принадлежность и возраст. Психологами были условно обозначены границы детских кризисов: 1 год, 3 года, 5 лет, 7 лет. В это время нужно вести наблюдение за поведением ребенка и корректировать его в соответствии с морально-нравственными нормами, принятыми в обществе, не забыв при этом обеспечить ему сохранность жизни и здоровья.

Возрастные кризисы у детей

Первый кризис у малышей начинается с того момента, когда они начинают ползать или ходить, т.е. свободно перемещаться, дотягиваться до опасных предметов. Так ребенок сталкивается с ограничениями, что, естественно, вызывает в нем неосознанный протест. Не понимая до конца, почему нельзя совать пальцы в розетку или бросать стеклянные тарелки на пол, он будет делать по-своему, а физическое наказание лишь усугубит проблему, и малыш будет вас бояться. Кризис одного года у ребенка может пройти незаметно, если малыш все время находится в вашем поле зрения, показывайте ему, как «кусается» огонь и что кружка горячая. На определенной стадии ребенок попробует манипулировать вами, например, чтобы заполучить любимую игрушку, он будет биться в истерике. Если вы не отреагируете спокойно, окажетесь в его хитрых «лапках».

Кризис 3 лет начинается, когда малыш первый раз заявит вам: «Я сам!». Именно в это время он начинает осознавать себя как человека, идентифицировать себя с детьми примерно одного возраста. Дайте малышу больше свободы, позвольте ему самому собираться на прогулку, дайте ему возможность помыть посуду, не отталкивайте его от повседневных дел, которыми можно заняться вместе. В этом возрасте ребенку нельзя запрещать, ему нужно давать возможность выбора. К примеру, если он не любит кашу на завтрак, но вы должны ему обеспечить полноценное питание, подбросьте фразу для размышления: «Ты какую кашу будешь сегодня: манную или рисовую?»

Самый многогранный – это кризис 5 лет у детей, когда они полностью копируют поведение взрослых, отказываются от привычных видов деятельности. Малыш будет наблюдать исподтишка за вами и вашими отношениями с супругом, в общении со сверстками копировать его в мелочах, фразах и деталях. Дети 5 лет очень любят подсматривать за взрослыми и подслушивать их «взрослые» разговоры. Дети становятся менее эмоциональными, они подавляют слезы во время наказания, показывая тем самым всю степень своего взросления. Бывает, что они заигрываются до такой степени, что их поведение меняется до неузнаваемости.

Психологи утверждают, что кризис 5 лет у детей присутствует лишь тогда, когда в отношениях между родителями есть трения, если они чересчур эмоционально относятся к семейным проблемам, вынося их напоказ.

Дети показывают нам, какие мы есть на самом деле, так что кризис пятилетних малышей можно назвать, в полной мере, семейным.

Признайтесь себе, что вашему ребенку уже не 3 года, и он способен заявить о своих чувствах, мыслях, он уже может контролировать свое поведение. Дайте ему время и пространство для того, чтобы он смог перейти на новый уровень общения с вами!

Не обращайте внимания на капризы, кривляния и взрослые манеры поведения. Если на этом не концентрироваться, не умиляться «смешным» ребенком в обществе других взрослых, такое поведение не станет нормой. В этом возрасте у детей проявляется характер, который дан нам от рождения. Он может стать скрытным, покладистым, открытым, раздражительным, застенчивым и т.д. Примите эти изменения, уважая особенности своего ребенка.

Процесс воспитания предполагает собой воздействие, а это не что иное, как агрессия. Ребенка нельзя поучать, с ним нужно вести беседы и вместе принимать решения, давая ему право выбора – это повысит его самооценку и даст возможность по-настоящему быстро перейти к школьному периоду.

Не стоит вмешиваться в дела ребенка, если он не просит о помощи. Ему будет куда приятнее самому порадовать вас результатом своего труда. Понемногу делегируйте полномочия вопросительными предложениями, но никак не приказами: «Поможешь вымыть пол?», «А ты бы мог протереть цветы от пыли самостоятельно?», «Я не успеваю, сложишь игрушки в коробку?». Не бойтесь, что ребенок вам откажет. Если так случилось, ничего, попробуйте ещё раз, начните делать сами, и ваше чадо обязательно присоединиться к совместной деятельности.

Не стоит проявлять гиперопеку, ведь так ваш малыш никогда не станет самостоятельным и, тем более, взрослым человеком, который будет нести ответственность за свои поступки и слова. Просто любите его, хвалите за сделанное, интересуйтесь его делами и радуйтесь каждому новому дню, проведенному вместе.

Эта консультация преднознчена для воспателей и прежде всего для родителей, которые, очень хотелось бы верить, посещают наши с Вами сайты... В данной консультации рассказывается про кризис детей 4-5 лет и как грамротно еге преодалеть не наделав ошибок! Надеюсь помогла)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как проходит кризис 5 лет у детей

или как избежать ошибок.

Психологи выделяют у детей три кризиса раннего возраста. Первый случается в один год, второй в три года, третий в пять-семь лет. Кризисы в жизни каждого человека - это переход на новый уровень взаимоотношения с окружающим миром. Кризисы бывают не только у детей, взрослые люди в течении всей своей жизни постоянно проходят эти этапы становления своей личности.

Первые два кризиса в жизни ребенка только подготавливают его к вступлению во взрослую жизнь, так как он еще только учится говорить, ходить, самостоятельно есть. Самый главный кризис это кризис перед школой, когда познания окружающего мира уже достаточно широки.

Ребенок достаточно вырос, умеет говорить и высказывать свои желания и эмоции. Он уже чувствует себя взрослым и хочет быть взрослым, что не всегда у него получается. Из-за этого происходит внутренний конфликт. Ребенок теряет интерес к прежним играм, подражает старшим - это первые признаки наступающего кризиса 5 лет у детей.

Ребенок становится скрытным, так как старается сдерживать свои эмоции. В этот период родителям нужно больше разговаривать с малышом, спрашивать его обо всем, самим рассказывать.

При наличии в семье старших детей, он может выбрать себе объект для подражания среди них.

Считая себя взрослым, ребенок будет требовать одиночных прогулок во дворе и ваши объяснения, что он маленький его никак не устроят. Родители должны объяснить ему, что у старшего ребенка и обязанностей больше и если вы разрешите ему позже ложиться спать, то ему придется делать некоторые работы по дому. Например, убирать свои игрушки на место каждый день или поливать цветы.

В это время малыш может повторять плохие слова, которые он услыхал от чужих людей.
Ругать ребенка по этому поводу нельзя, запрещать тоже не стоит, так как запреты только привлекают. Ребенка желательно отвлечь и перевести его внимание на что-то другое. Если малыш не понимает вас, то можно применить метод бойкота, то есть после плохого его поведения не разговаривайте с ним некоторое время. Малыш осознает, что вам это не нравится и перестанет себя плохо вести.


Top