Как определить, готов ли Ваш ребенок к школе: вопросы к психологу. У малыша хорошо развита память

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь . Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

  • Воспитательная работа
  • Дошкольное образование

Вопрос, как определить готовность ребёнка к школе, волнует многих родителей. Ведь от готовности обучаться зависят и дальнейшие успехи будущего первоклассника в школе, и его эмоциональный настрой, желание посещать занятия и добросовестно выполнять домашние задания. Конечно, ребёнок вырос, и из беспомощного трехлетнего малыша он превратился в рассуждающего, самостоятельного, любознательного первоклассника, который, возможно, с большим нетерпением ждёт, когда его пригласят в школьный класс, усадят за парту и начнут обучать школьным «премудростям» - чтению, письму и счёту. Но вместе с тем, разница между дошкольной и школьной деятельностью очевидна – школа в сравнении с детским садом, требует от ребёнка больше собранности, самостоятельности, усидчивости, самодисциплины. Итак, что представляет собой готовность ребёнка к школе? Психологическая готовность ребёнка к школе. Большинство детей хотят идти в школу именно потому, что их привлекает «формальная» сторона школьного обучения: новый «взрослый» статус, красивый портфель, учебники, тетради и прочие атрибуты школьной жизни. При этом сама суть школьного образования – учебная деятельность ученика отходит на второй план. Многие дети идут в школу для того, чтобы внимательно слушать учителя, ровно сидеть на занятии, тянуть руку для ответа – при этом очень многое зависит от похвалы учителя, и желания самого ребёнка учителю «угодить», «угадать» правильный ответ, «вести себя правильно». Такая мотивация может казаться родителям нормой, т.к. внешне поведение ребёнка соответствует представлениям родителей о «прилежном ученике», но эта мотивация не является правильной. Гораздо лучше будет, если ребёнок будет иметь мотивацию к учебной деятельности как таковой. Поскольку учебная деятельность – это новообразование младшего школьного возраста, успех в ней зависит, в том числе, и от успеха ребёнка в предшествующей ведущей деятельности дошкольника – игре. Поэтому так важно и в подготовительной группе детского сада увлекать ребёнка игрой, в ходе которой ребёнок будет решать учебные задачи. Игра важна ещё и потому, что именно в условиях игры ребёнок учится общаться со сверстниками и получает навыки, необходимые ему для школьной жизни. Ведь именно хорошо развитая способность взаимодействовать с другими детьми помогает ребёнку в освоении учебной деятельности. Если ребёнок не умеет слушать и слышать ответы своих сверстников, не умеет следить за тем, что происходит в классе, он будет часто отвлекаться на уроке и находить себе «посторонние» занятия. Исследования того, как ребёнок воспринимает и оценивает себя, показывают, что чаще всего дети дошкольного возраста имеют завышенную самооценку. Для дошкольника характерны высказывания: «Я самый быстрый», «Я самый добрый», «Мой рисунок самый красивый», «Моя поделка самая лучшая». Однако оказываясь в условиях школы, ребёнок сталкивается с тем, что его ответ может быть признан «плохим», «не верным», «ошибочным», а результаты его деятельности не достаточно «хорошими». Поэтому на требования учителя стараться лучше ребёнок может ответить нежеланием заниматься предметом, у ребёнка могут появиться и такие суждения: «Учительница злая», «Школа плохая». Для того, что бы ребёнок адекватно оценивал результаты своей деятельности и спокойно мирился с критикой, важно учить его отделять результат своей деятельности от него самого, его личности. В игровой деятельности этому способствует усвоение правил игры и строгое следование им. Немаловажным фактором в готовности ребёнка к школе играет здоровье и общее физическое состояние ребёнка. Известно, что первоклассники испытывают серьёзные нагрузки на все системы организма в первые два месяца школьного обучения. Это связано с большим психическим и физическим напряжением, которые испытывает ребёнок, оказываясь в совершенно новой для него среде. Соблюдение режима сна и отдыха, безусловно, должно контролироваться родителями на этом этапе особенно тщательно. При подозрении на снижение остроты зрения ребёнок должен получить возможность хорошо видеть школьную доску и учителя. Достаточное пребывание на свежем воздухе и восполнение двигательной активности после занятий так же способствуют облегчению симптомов школьной адаптации: сонливости, подавленности, ослабленности которые могут быть у некоторых детей в период привыкания к школьной жизни. Поэтому, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что своевременная подготовка к школе основывается, во-первых, на достижении психологически благоприятного возраста для поступления в школу и освоении ребёнком навыков самодисциплины и саморегуляции, а так же при условии общих усилий со стороны родителей и дошкольного образовательного учреждения, направленных на создание у ребёнка правильной мотивации, на укрепление общего физического и психологического состояния и формирование у детей необходимого «багажа» знаний и умений, которые потребуются ему в школьной жизни: - воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения; - формировать представления о добре и зле; - закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения; Образовательная область «Познавательное развитие» -целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений; - учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно- развлекательных и культурных мероприятий; - формировать позитивное отношение к миру; - способствовать совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков; - развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы; Образовательная область «Речевое развитие» - вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информации из прочитанных произведений художественной литературы; - расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы; - поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения; - способствовать освоению ребенком речевого этикета; - упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при постановке ударения; Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» - вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе; - развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, выразительности слова; - познакомить с произведениями живописи - формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

Вопрос, как устроить ребенка в школу, - один из самых актуальных для мам и пап шестилеток и семилеток (при поступлении ребенку должно быть не менее 6,5 лет, но и не более 8 лет). При этом искать на него ответ нужно не при приближении первого сентября, а намного раньше – с первого марта того года, когда должно начаться обучение.

Как выбрать школу для ребенка?

До того, как отдать ребенка в школу, нужно выбрать то учреждение, которое вам больше всего подходит. Как правило, мальчики и девочки идут в то образовательное учреждение, которое ближе всего к дому (и, соответственно, куда они имеют право ходить, так как зарегистрированы по месту жительства на соответствующей территории). Это представляется оптимальным решением, так как в определенный момент ученики должны начать самостоятельно добираться на учебу и домой, и этот путь должен быть максимально коротким и безопасным. При отсутствии регистрации по месту жительства направление в образовательное учреждение дается городским Управлением образования. Однако в отдельных случаях мамы и папы могут выбирать то или иное учреждение. При этом нужно полагаться не только на собственное впечатление от посещения, но и на мнения родителей других ребят, официальную информацию, в том числе из интернет-источников.

Как оформить ребенка в школу?

До того, как определить ребенка в школу, необходимо подготовить пакет документов, а именно:

  • заявление о приеме, написанное одним из родителей (как правило, его заполняют при подаче документов);
  • ксерокопии паспортов обоих родителей;
  • свидетельство о рождении будущего ученика;
  • медицинский страховой полис на будущего первоклассника;
  • выписка из домовой книги, которой подтверждается регистрация будущего ученика по определенному месту жительства;
  • медицинская карта ученика.

В некоторых заведениях данный перечень может дополняться иными документами в пределах, допустимых законом. Как прикрепить ребенка к школе, нужно выяснить еще на дне открытых дверей в выбранном учреждении.

Если ваш ребёнок идёт в первый класс или вы просто решили сменить учебное заведение для своего отпрыска, то следующая информация подскажет: как правильно всё сделать.

Источник: akbope.kz

Идеальный возраст

Прежде всего нужно знать, что порядок распределения и заполнения свободных мест в школах устанавливается главным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Он регулирует весь процесс подобного мероприятия. И для того чтобы без проблем зачислить своего ребёнка в школу, нужно ознакомиться со всеми положениями по этому вопросу.

В первый класс принимаются дети не младше 6,5 года, а для устройства ребёнка, не достигшего этого возраста, следует обратиться в местное управление образования. Стоит знать, что приём детей в первый класс осуществляется без каких-либо процедур отбора.

Также стоит помнить, что если родители хотят зачислить в школу ребёнка, который достиг возраста восьми лет, то процедура приёма усложняется. В таком случае нужно будет написать заявку. В ней должно быть указаны причины и объяснения такого опоздания. Стоит учитывать, что при получении такой заявки учебное заведение обязано сообщить о нарушении прав ребёнка в специальную комиссию, которая занимается делами несовершеннолетних. Она может принять решение о наказании родителей, которые не успели вовремя зачислить ребёнка в учебное заведение.

В очередь!

Для поступления в школу существует две очереди. В первую очередь попадают те, кто живёт в районе, прилегающем непосредственно к учебному заведению. Во вторую - те, кто живёт в соседних. Если в школе есть свободные места, то руководство не имеет права отказать в поступлении учащемуся, который входит во вторую очередь.

Свободные места считаются по наполненности класса. С первого по восьмой - классы, заполненные учащимися менее чем на 25 человек. С девятого по выпускной, одиннадцатый - классы, заполненные менее чем на 20 человек. На любое из этих мест могут претендовать учащиеся как из первой очереди, так и из второй.

Если ребёнок состоит в первой очереди, то есть зарегистрирован по месту нахождения учебного заведения, то документы на поступление нужно было подавать с февраля. Приём бумаг длится до 30 июня. Решение о зачислении принимается руководством учебного заведения в течение недели, после чего они уведомляют родителей и вывешивают приказ на доске общей информации, которая находится в холле школы. Некоторые учебные заведения, владеющими своими информационными сайтами, будут оставлять бумаги о зачислении ещё и там.

Если ребёнок состоит во второй очереди, то есть зарегистрирован не в одном со школой районе, то документы для зачисления подаются с июля-августа. Приём учащихся на обучение длится, пока не будут заняты все существующие свободные места. Но он заканчивается 5 сентября, даже если места ещё остались.

Необходимые документы

Для того чтобы ребёнка приняли на обучение в первый класс, необходимо предоставить следующий пакет документов:

Заявка, в которой родители выражают желание зачислить ребёнка в эту школу;

Карта о состоянии здоровья ребёнка. Она должна быть подписана главным врачом поликлиники и заверена его печатью. Карту родители обязаны подготовить собственными силами, занести в неё все прививки, результаты анализов и медицинских осмотров;

Свидетельство о рождении (нужно предоставить оригинал и копию);

Документ, подтверждающий место, где зарегистрирован учащийся;

Паспорт одного из родителей.

Стоит знать, что если в выше-описанном пакете документов упоминаются родители, то имеются в виду не только биологические родственники. Точно такие же бумаги нужно подавать и официальным опекунам ребёнка, его законным представителям.

Обратите внимание! Право зарегистрировать своего ребёнка в школе имеют и иностранные граждане, которые проживают на российской территории. Для этого им понадобится документ, подтверждающий легальность их пребывания, и бумага о родстве между родителем и ребёнком. Этот пакет документов должен подаваться либо сразу на русском языке, либо вместе с приложенным к нему заверенным переводом. Перевод нужно заверять у специалиста с соответствующей квалификацией.

Своими глазами

В случае отказа в зачислении ребёнка в школу родители или законные представители могут обратиться в местный орган управления образованием, органы прокуратуры с заявлением о нарушении прав ребёнка на образование.

Небольшой совет: прежде чем определять ребёнка в образовательную организацию, познакомьтесь лично с её администрацией и учителями, родительским комитетом и управляющим советом. Побывайте в столовой, классе, спортзале, библиотеке, зайдите на сайт и почитайте отчётный доклад за прошлый учебный год и другие документы. У вас обязательно сложится впечатление. Вот тогда и решайте. Постарайтесь не ошибиться, ведь ребёнку в этом учреждении предстоит провести девять или одиннадцать лет.

Многие учебные заведения имеют шаблон для молодых родителей, которые хотят отдать своего ребёнка в первый класс. Если такого образца нет, то можно воспользоваться нашим.

Перед тем, как принять малыша в первый класс, педагоги, а где-то и психолог, обычно общаются с ним и родителями, чтобы понять, готов ли ребёнок к обучению в школе. Рассказываем, как родителям самим определить степень готовности своего чада к первому классу.

1. Ребёнок способен к произвольной деятельности

Это значит, что он может в течение 30 минут спокойно сидеть и заниматься каким-то делом, не отвлекаясь на игры и другие посторонние занятия. То есть ребёнок уже может выполнять задания и удерживать себя на месте усилием воли. Произвольная деятельность - главное новообразование младшего школьного возраста. Во многом успешная адаптация к школе и хорошая успеваемость будут зависеть именно от того, сформировалось это качество или нет.

2. Малыш достаточно самостоятелен

Ваш ребёнок может сам одеваться, переодевать сменку, складывать вещи в портфель и вообще - оставаться на полдня без мамы и папы. Есть дети, которые прекрасно овладели навыками счёта и письма, но при этом ещё очень сильно зависят от родителей. Такие первоклашки могут плакать на уроках от того, что хотят к маме, и в целом переживать довольно сильный стресс от того, что им приходится в одиночестве находиться в кругу малознакомых людей. Тут уж не до учёбы и усвоения новых знаний. Поэтому готовьте ребёнка заранее: если он не ходит в садик, обязательно запишите его в различные кружки и секции, где малыш научится в течение какого-то времени обходиться без вас.

3. Он может выполнять инструкции и задания взрослого

В школе ребёнку необходимо делать именно то, что просит учитель. Причём речь идёт не только о каких-то письменных или устных заданиях, но и об обычном поведении. Распорядок дня, занятия на переменах, поведение в столовой или в продлёнке - всё регламентируется педагогом. Малыш должен уметь слушать постороннего взрослого и выполнять его задания, поручения и просьбы. Этот навык также формируется заранее в детском саду или на занятиях в различных секциях.


4. Малыш положительно настроен к школе

В идеале, конечно, мы предполагаем, что ребёнок должен хотеть идти в школу. Но бывает и так, что малыш не испытывает восторга от мысли о первом классе. В этом случае нужно настраивать своё чадо, разговаривать с ним, постараться выяснить, что именно его беспокоит и пугает. Родителям нужно приложить все усилия для того, чтобы ребёнок, по крайней мере, не был против похода в школу. Если малыш активно сопротивляется, имеет смысл сходить к детскому психологу, чтобы понять, в чём причина такого поведения, и оказать своевременную поддержку и помощь.

5. Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше - на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы. Нелёгкая, на первый взгляд задача - но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает. Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога - потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.


6. У малыша хорошо развита память

Так как ребёнку в первом классе необходимо запоминать массу новой информации, неудивительно, что именно этому навыку уделяется такое внимание. Ещё до школы учите вместе с крохой стихи, пересказывайте сказки, играйте в игры на развитие памяти. Это поможет ему хорошо учиться!

7. У ребёнка хороший словарный запас

Большой словарный запас поможет ему понимать и легко усваивать информацию на уроках. Что нужно знать к первому классу? Названия цветов, времён года, природных явлений, названия разных животных и птиц, знать время суток (утро, вечер, день, ночь). Также нужно учить ребёнка обобщать и классифицировать, например: яблоко, груша, персик - фрукты, или транспорт - это поезд, автобус, машина. От частного — к общему, и от общего к частному.


8. Ребёнок знает, что его ждёт

Необходимо, чтобы дошкольник был хорошо осведомлён о том, что его ждет в школе. Чем он будет заниматься, какие правила в этом учреждении, как нужно себя вести и другие нюансы. То есть малыш должен хорошо представлять весь процесс, тогда уровень его готовности ко всем школьным мероприятиям будет выше, и кроха гораздо быстрее адаптируется к новым условиям (вспомните пословицу: «Предупреждён - значит вооружён»).

9. У крохи развита мелкая моторика

Это необходимо для того, чтобы ребёнок уверенно освоил навыки письма. Правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку? Умеет ли складывать пазлы, лепить из мелких деталей, собирать картинки из мозаики? А как будущий школьник справляется с ножницами, клеем и кисточкой? Если всё это получается без больших проблем - отлично!


Top